Духи и демоны в древнем египте. Демоны египтатекст Древнеегипетские демоны фэнтези

Египтолог из Бельгии обнаружил старейшее изображение древнеегипетских демонов . Такая находка показывает, что мысли о демонических сущностях наполняли воображение древних египтян ещё 4000 лет назад.

На рисунках, представленных недавно на международной конференции по древней египетской демонологии, прошедшей в Университете Суонси (Swansea University), злые существа хватают своих жертв и отрезают им головы. Кровавые сцены.

Демон Икенти представлен как большая птица с чёрной кошачьей головой на гробнице Среднего Царства Древнего Египта. Тот же демон выглядит как большая птица на гораздо более древней кожаном свитке

Ваэль Шербини (Wael Sherbiny), учёный, специализирующийся на древнеегипетских религиозных текстах, обнаружил изображения двух демонов на двух гробницах Среднего Царства Древнего Египта, которым более 4000 лет.

Третий был описан в 4000-летнем кожаном свёрстке, который был ранее найден исследователем на полках египетского музея в Каире, где о нём никто не вспоминал более 70 лет. Это был самый старый и самый длинный египетский кожаный манускрипт.

"Эти три демона уже были знакомы учёным благодаря древним текстам. Однако описание двух из них было неизвестно до сих пор, — говорит Шербини в интервью сайту Discovery News.

Два демона — один Ин-теп (In-tep) в виде собаки-павиана и Чери-бенут (Chery-benut) в виде неопределённой фигуры с головой человека — представлены как стражи у входа в здание. Возможно, это своего рода храм, который содержит несколько комнат, охраняемых другими демоническими сущностями.

Учёный отметил, что кроме их имён, для демонов нет никаких сопроводительных текстовых элементов, объясняющих цели этих двух злых существ.

Древнеегипетские демоны

"Имя первого демона — Ин-теп — может указывать на то, что он отсечёт голову в качестве наказания любому нарушителю священного места", — говорит Шербини.

Третьей демон Икенти (Ikenty) был хранителем огненных врат, которые ведут к запретному месту, скрывающему божественный образ. Отмечается, что изображение демона уже было хорошо знакомо египтологам и не раз встречалось учёными, изучающими культуру Древнего Египта. Так, он был изображён на гробнице Среднего Царства (1870-1830 года до нашей эры) в виде птицы с чёрной кошачьей головой.

Но что интересно, Шербини обнаружил того же демона, но немного в другой "форме", в гораздо более древнем каирском кожаном свитке. По существу этот рисунок и является самым древним изображением Икенти. "Тексты указывает на то, что этот демон молниеносно нападал и неизбежно брал в плен того, кого видел", — добавляет Шербини.

Люди, жившие в Древнем Египте, верили, что мир населён огромным количеством существ, обладающих суперсилами. Они могли быть как добрыми, так и злыми духами. "И они играли роль в различных ситуациях, затрагивающих разные сферы человеческой жизни, а также имели возможность воздействовать на человека и после его смерти ", — объясняет Шербини.

Изображения Ин-тепа, Чери-бенута и Икенти показывают, что замысловатые и многоцветные рисунки демонических сущностей Нового Царства (около 3500 лет назад) имеют намного более древние корни, чем считалось ранее.

Египтолог опубликует изображения демонов в готовящейся статье, рассказывающей о его масштабном исследовании, которое включает комплексный анализ контекстов, где появляется описание демонов.


В египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них – неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и мир загробный.

Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9) и Рамсеса IX (KV6), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые – многоголовыми, некоторые – с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Несмотря на то, что все эти существа носят явно демонический характер, ни в коем случае нельзя соотносить области египетского загробного мира и их обитателей с описаниями христианского ада, так как все сущности из египетских запредельных реалий, какими бы ужасными они не казались, практически никогда не служат злым силам, и, наоборот, подчиняясь богам, способствуют поддержанию Маат, наказывая грешные души.

Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, повелитель всех самых ужасных демонов, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его – 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов – «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней. Многие другие демоны. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.

На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира – Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к «Книге врат» показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В «Книге пещер» демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают прóклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск – «небытие».

Из текста «Книги мертвых» и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит – «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.

Тексты II тыс. до н.э. называют воду средой, более всего населенной духами. В «Сказке об обреченном царевиче», сыну фараона приходится сражаться в битве крокодила и духа воды в глубине озера; многие охранительные тексты I тыс. до н.э. должны были защитить человека от потусторонних сущностей, обитающих у берегов рек, каналов, озер и колодцев. Эти тексты содержат бесконечные перечни духов и демонов, при столкновении с которыми человек нуждался в магической защите.

Духи хранители дома, семьи и домашнего очага – Бес и Аха также примыкали к сонму духов и демонов, оберегая человека, его жизнь, его сны и его судьбу от яростных и злобных существ мира земного и мира запредельного.

Древнеегипетские представления о духах и демонах оказали значительное влияние на формирование арабского фольклора, посвященного существующей в подземных пещерах расе джиннов и ифритов, повелевающих реками, каналами и прудами, под поверхностью которых находился вход в иной мир.

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996.
Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983.
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.
Солкин В.В. Египет. Вселенная фараонов. - М., 2001.
Lexa F., La magie dans l’Egypte antique. Vol. I-III. – Paris, 1925.
Meeks D. Génies, anges et démons en Egypte. // Génies, anges et démons, Sources orientales, VIII. – Paris, 1971.
Pinch G. Magic in Ancient Egypt, - London, 1994.

Цит. по: Солкин В.В. Духи и демоны. // Древний египет. Энциклопедия. М., 2005.
Илл: Духи иного мира и трансформация Солнца. "Книга Акера". Расписанный рельеф стены погребальной камеры гробницы Рамсеса VI в Долине царей. 12 в. до н.э.

ДУХИ И ДЕМОНЫ

в египетской религии и мифологии многочисленные духи и демоны, приносящие вред человеку считались либо «посланниками Сехмет», либо обитателями загробного мира. Среди слуг грозной львиноголовой богини в ее яростной ипостаси были самые различные духи и существа, а помимо них — неумиротворенные души умерших, злобные призраки и даже сомнамбулы. Эти существа были особенно опасны для людей в конце года и изгонялись при помощи доброжелательных демонов, служащих Осирису и его спутникам. Их обиталища находились на краю сотворенного мира, откуда эти силы хаоса иногда наведывались в мир живых и мир загробный.

— Демоны и духи мира загробного порой кажутся еще более ужасными. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9, 1143-1136 гг. до н. э.) и Рамсеса IX (KV6, 1126-1198 гг. до н. э.), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые — многоголовыми, некоторые — с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Несмотря на то, что все эти существа носят явно демонический характер, ни в коем случае нельзя соотносить области египетского загробного мира и их обитателей с описаниями христианского ада, так как все сущности из египетских запредельных реалий, какими бы ужасными они не казались, практически никогда не служат злым силам, и, наоборот, подчиняясь богам, способствуют поддержанию Маат, наказывая грешные души.

— Великий змей Апоп, символ хаоса, разрушения и зла, повелитель всех самых ужасных демонов, представляет главную опасность для солнечной ладьи в Дуате. Длина тела его — 450 локтей, а оглушительное шипение способно наводить ужас даже на богов. Один из его эпитетов — «сотрясающий землю» свидетельствует о том, что именно в Апопе египтяне видели источник землетрясений. Солнечному божеству и его свите приходится биться с Апопом на воде, а после того, как он выпивает воды Нуна, и на суше. Только при помощи магии и при поддержке всех богов свиты Ра, Ладья миллионов лет продолжает свой путь, а поверженный змей хаоса, разрезанный на части, опускается в глубины преисподней. Многие другие демоны. Например демон темноты Небедж, также представали в облике змей.

— На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира — Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к Книге врат показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают проклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск — «небытие».

— Из текста Книги мертвых и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит — «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.

— Тексты II тыс. до н. э. называют воду средой, более всего населенной духами. В «Сказке об обреченном царевиче», сыну фараона приходится сражаться в битве крокодила и духа воды в глубине озера; многие охранительные тексты I тыс. до н. э. должны были защитить человека от потусторонних сущностей, обитающих у берегов рек, каналов, озер и колодцев. Эти тексты содержат бесконечные перечни духов и демонов, при столкновении с которыми человек нуждался в магической защите.

— Духи хранители дома, семьи и домашнего очага — Бес и Аха также примыкали к сонму духов и демонов, оберегая человека, его жизнь, его сны и его судьбу от яростных и злобных существ мира земного и мира запредельного.

— Древнеегипетские представления о духах и демонах оказали значительное влияние на формирование арабского фольклора, посвященного существующей в подземных пещерах расе джиннов и ифритов, повелевающих реками, каналами и прудами, под поверхностью которых находился вход в иной мир.

Библиография

У. Бадж «Египетская религия. Египетская магия». — М., 1996.

Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.

М. Э. Матье «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. — М., 1996.

В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.

F. Lexa «La magie dans l’Egypte antique». Vol. I-III. — Paris, 1925.

D. Meeks «G_nies, anges et d_mons en Egypte». // G_nies, anges et d_mons, Sources orientales, VIII. — Paris, 1971.

G. Pinch «Magic in Ancient Egypt», — London, 1994.

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».

В. В. Солкин

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДУХИ И ДЕМОНЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕМОНЫ
    Согласно Каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире материи и "оболочек" умерших. Они суть Клипоты. Существуют Семь Адов, демонические обитатели …
  • ДУХИ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДУХИ
    спиртовые (или спирто-водные) растворы смесей душистых веществ - парфюмерных композиций и настоев, применяемые как ароматизирующее средство. Для приготовления парфюмерных композиций …
  • ДУХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (фр. parfum) — есть смесь ароматических эссенций, разбавленная спиртом и применяемая в общежитии для придания ароматического запаха частям платья и …
  • ДУХИ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов. Парфюмерное средство - ароматическая жидкость на спиртовом …
  • ДУХИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДУХ́И, парфюмерное средство в виде жидких или твёрдых композиций, получаемых смешением в определ. пропорциях разл. душистых …
  • ДУХИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. parfum) ? есть смесь ароматических эссенций, разбавленная спиртом и применяемая в общежитии для придания ароматического запаха частям платья и …
  • ДУХИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    духи", духо"в, духа"м, духи", духа"ми, …
  • ДУХИ
    Парфюмерная …
  • ДУХИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Парфюмерное …
  • ДУХИ в словаре Синонимов русского языка:
    пачули, …
  • ДУХИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Раствор ароматических веществ в спирте, употребляемый как парфюмерное …
  • ДУХИ в Словаре русского языка Лопатина:
    дух`и, …
  • ДУХИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    духи, …
  • ДУХИ в Орфографическом словаре:
    дух`и, …
  • ДУХИ в Словаре русского языка Ожегова:
    парфюмерное средство - ароматическая жидкость на спиртовом …
  • ДУХИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    парфюмерное средство в виде жидких или твердых композиций, получаемых смешением в определенных пропорциях различных душистых …
  • ДУХИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    духов, ед. нет. Раствор ароматических эссенций в спирту, употр. как парфюмерное …
  • ДУХИ в Толковом словаре Ефремовой:
    духи мн. Раствор ароматических веществ в спирте, употребляемый как парфюмерное …
  • ДУХИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I д`ухи мн. разг. то же, что моджахеды II дух`и мн. Раствор ароматических веществ в спирте, употребляемый как парфюмерное …
  • ДУХИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I д`ухи мн. разг. то же, что душманы II дух`и мн. Раствор ароматических веществ в спирте, употребляемый как парфюмерное …
  • АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ
    Актёров, в «Ангелах и демонах» играющих командира и лейтенанта Швейцарской гвардии, никогда бы не приняли в ряды этого благородного воинства. …
  • СВЯТОЧНЫЕ ДУХИ в Словаре Обрядов и таинств.
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ДЕМОНОЛОГИЯ в Словаре Кольера:
    (от греч. daimon), наука и религиозная практика, объектом которой выступают сверхъестественные существа, называемые демонами, бесами, духами или гениями. В зависимости …
  • УТГАРД
    в старых скандинавских мифах край земли, окраинная зона, где живут демоны и великаны. В своих исследованиях современные ученные сопоставляют это …
  • ТАБУ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    древнейший неписанный кодекс запретов и законов человека, сохранившийся до наших дней. Среди ТАБУ, например, имеются следующие: "Не разбивайте зеркало, иначе …
  • в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя …
  • ОСЕННЯЯ СОНАТА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-06 Time: 10:55:16 * — Мне просто хотелось бы объяснить, как ты понимаешь эту вещь. — Ну, если тебе …
  • НАУКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-28 Time: 13:58:21 Q|Цитата=Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно …
  • НА КРАЮ ВСЕЛЕННОЙ в Цитатнике Wiki.
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ПИШАЧИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) В "Пуранах" - гоблины или демоны, сотворенные Брамой. В южноиндийском фольклоре - призраки, демоны, ларвы и вампиры (как правило …
  • БЕС, БЕСЫ в Библейской энциклопедии Никифора:
    злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство тьмы, главою коего есть диавол (Мф 12:24-29 и др.). Указания …
  • ШАМАНСТВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм язычества, возникшая по всей вероятности еще в …
  • ДЕМОН
    В греческой мифологии обобщённое представление о некоей неопределённой и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • ГОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Мифологические функции Г. многообразны. Г. выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Т. часто воспринимается как образ …
  • ВЭНЬ-ШЭНЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    «духи поветрий (эпидемий)», группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при династии Суй (581-618) в царствование императора Вэнь-ди в …
  • ВЬЕТО-МЫОНГСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология вьетов (собственно вьетнамцев), основного населения Вьетнама, и проживающих в своем большинстве во Вьетнаме мыонгов, которые наиболее близки к вьетам …
  • БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.

Одним из наиболее впечатляющих персонажей древнего пантеона был бог мёртвых в Египте - Анубис . Согласно мифологии Египта, Анубис приходится сыном сестры Исиды - Нефтиды и бога растительности - Осириса. Новорожденного Анубиса мать укрыла от своего супруга Сета в болотах у излучины Нила. Там Исида нашла будущего бога, и воспитала его.

Позднее Сет убивает Осириса, а Анубис заворачивает тело мёртвого бога в ткани, которые пропитываются особым составом. Таким образом, Анубис изготовляет первую мумию. Поэтому его считают богом мёртвых в Египте, а также основателем обряда бальзамирования. Основная обязанность Анубиса - судить умерших и направлять праведных к трону Осириса. Анубиса изображают в виде дикой собаки Саб чёрного цвета, шакала или человека с головой шакала.

Бог солнца - Ра

Это верховное божество в мифологии Египта - олицетворение солнца, жизни, позитивной созидательной энергии. В некотором смысле Ра противопоставляется богу мёртвых в Египте - Анубису. Есть несколько версий рождения этого божества. По одной из них, Ра появился на свет из яйца, снесённого птицей "великий Гоготун". По другой версии он появился из Нефертума - цветка лотоса.

Мифология Египта предполагает, что люди возникли из слёз бога Ра. Возможно, эта аллегория намекает на предназначение рода человеческого, роль людей в качестве смертных существ. Согласно легендам, на земле некогда был золотой век - время, когда Ра царствовал подобно человеку - фараону. Ра крепко держал власть в своих руках, а тайна его силы заключалась в его имени. Но когда Ра состарился, а кости его обратились в золото, его правнучка Исида хитростью сумела выпытать у него тайное имя. Последствием этого стало неповиновение людей. Даже не смогли умилостивить разгневанное божество.

Согласно мифологии Египта, Ра был очень раздосадован тем, что люди вышли из повиновения. Он решает последовать совету Нут, и полностью истребить род человеческий. Он посылает в мир своё "Око Ра" в виде богини Хатхор. Но на следующий день бог солнца пришёл в ужас от содеянного погрома, и спас тех, кто уцелел. И всё же, Ра не простил людям их неблагодарности, и вознёсся от них на небо не спине богини Нут.

Изображается бог солнца Ра в виде человека с головой сокола и солнечным диском над головой.

Мифология Египта - демоны и злые духи

Если бог мёртвых в Египте некоторым образом служил людям и Осирису, то демоны, напротив, вносили только смуту и раздоры. Одним из самых коварных демонов в мифологии Египта является исполинский змей Апоп - извечный враг бога Ра. Апоп обитает в центре земного шара и каждую ночь поджидает Ра, чтобы сразиться с ним. В более поздний период развития египетских культов демона Апопа начали отождествлять с богом Сетом, о котором существует немало .

Бог Сет - это олицетворение разрушительного, злого начала. Он является одним из четырёх детей богини неба Нут и бога земли Геба, а также убийцей своего брата - Осириса. В мифологии Египта Сет представлен в виде тощего человека с ослиной головой. В греческой мифологии Сет представлен в виде змея с драконовыми головами.

Полагаете, что бог мёртвых в Египте - это самое страшное, что есть в их мифологии? Если так, что ваше представление ошибочно. Представьте себе демона с передней частью льва, крупом бегемота и головой крокодила. Это Аммит - демон женского пола и пожирательница мёртвых.

Аммит должна была ожидать во дворце справедливости, пока на Великих весах взвешивали перо Маат и сердце недавно умершего человека. Если весы показывали равный вес, то человек считался прошедшим испытание и ему давали приют на Поле подношений.

Обряды погребения в Египте

После оплакивания тело умершего доставляли в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков. Было пятеро бальзамировщиков: жрец в маске шакала, изображающий Анубиса, Дуамутеф с головой шакала, Хали с головой павлина, Кебехсенуф с головой сокола, и Имсет, с головой человека.

Перед тем, как препоручить человека богу мёртвых в Египте - Анубису, его следовало подготовить. Тело покойного омывали водой из Нила, затем вскрывали кремневым ножом, и извлекали внутренние органы. Внутренности опускали в священные сосуды - канопы, которые заполняли отварами и снадобьями. Мифология Египта предписывала изготовлять канопы в виде статуэток, изображавших Кебехсенуфа, Дуамутефа, Хапи и Имсета. Затем следовало превратить покойного в мумию, для чего его тело обрабатывали специальными снадобьями из трав и туго пеленали бинтами.

В мифологии Египта большое значение имеет . Поэтому жрецы пользовались огромным авторитетом и практически разделяли власть с фараонами. К сожалению, почти все секреты жрецов канули в лету, но считается, что они успели сохранить свои знания для потомков. А заключили они свои тайны в символическом ряде одной из самых популярных гадательных систем - Старших Арканах колоды Таро. И по сей день, многие оккультисты пытаются разгадать таинственный шифр и послание, заключённое в нём...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то