Философия как основа духовной культуры человека. Духовная культура и философия xiх века. Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира

» Духовная культура в философии

Духовная культура в философии


Вернуться назад на

Понятие духовной культуры:

Содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

Теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

Этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

Эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

Как нечто священное (религиозное);
как нечто положительное, которое не требует пояснения;
как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются, прежде всего, состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными критериями такой духовности являются:

Интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность";
рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество;
свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;
развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида", ибо сознанию открыто сущее;
ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

Философия -- это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово латинского происхождения и переводится как возделывание, обработка, имеющее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) -- детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей - подлинных творцов культуры. В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощение государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, потусторонних сил, тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается известная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом наглядно свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о критериях развития культуры, в том числе характер (способе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, философии, литературы; роли религии в жизни общества; качественной оценки и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на материальное, духовное и производство человека. Для культуры это положение имеет общелитодологическиое значение: не только в том смысле, что служит основанием для типологии культуры, но и для такого обобщающего ее определения, как культивирование «все свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями - производство человека как возможно более целостного универсального продукта общества…»

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно - экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления поддонной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Это значит, что в философии человек рассматривается не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир культуры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нравственного и эстетического развития, -- бездуховности, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выражение, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Выработанная философией и культурологией категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему способов и средств методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это - бесценный источник прогресса социума и человека, причем прогресса нелинейного и небезусловного. Культура - наследственный человеческий интеграл. Она не локализует свои феномены (явления) в отдельных сферах общества, выступая как форма существования или экзистенции, будучи не сводима к частностям природного, социального и духовного бытия.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы её норм и ценностей, степени их укоренённости в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сферы; типа во взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения; ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру он создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) ее бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Раскрывая роль философии в культуре, в жизни человека и общества, нельзя применять к философскому знанию так называемый утилитарный подход и искать в нем некую, пользу. В отличие от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура не несет в себе непосредственной пользы. Роль философии вернее всего будет сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг Л.Н. Толстого? По-видимому, в данном случае требуется иные мерки и оценки.

Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к творческому понятийному в своей основе мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научит мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия - делать высокие обобщения. Вот почему она есть, по словам И. Канта, « законодатель человеческого разума». Короче говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения.

Она является искусством мышления, которое призвано помочь человеку обрести мудрость («добрый разум») как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Мудрость - это знание вечных истин, которые необходимы человеку в его жизненном пути. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и так же правильно поступает в жизни.

Такова, если говорить кратко, миссия философии, т.е. ее социокультурная роль, значения - быть особого рода формой познания, которое интегрировало в ткань духовной жизни и культуры человека и общества. Философия призвана выражать и удовлетворять специфические, духовные устремления мыслящего человека - к неохватности мироздания, поиску рациональных ответов на коренные мировоззренческие вопросы.

Философская культура личности означает приобщенность к философии как специфической форме знаний о мире и бытии человека в нем, способность применять философские знания своей духовно - практической деятельности. Философская культура - это не только умение формирмулировать мировоззренческие вопросы и находить ответы на них, но и особенного рода мироощущения и мировосприятия. Мыслить по философски - означает воспринимать мир как единое многоликое и живое целое, а себя - как частицу этого великого целого, активного созерцателя и участника продолжающегося миро творения. Философская культура является необходимым компонентом духовного мира современного человека.

сократ беседа добродетель культура

Философские вопросы в жизни современного человека.

Вопросы те же, что и сотни лет назад: Почему Мир устроен именно так? В чем смысл жизни? Что такое Хорошо и то такое Плохо, и почему так Можно, а так Нельзя? Неужели со смертью Всё заканчивается, или есть что-то после? Есть ли закономерность в этом бардаке и хаосе вокруг, и если есть - кому всё это нужно?... Философия - не в вопросах, а в той глубине, до которой способен дотянуться человек в поисках ответов.

Предмет философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI - начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога , Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно, . Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога –сверхъестественный .

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек - это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные - способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»:объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью , ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:

1. Природа , сущностьмира в целом (объективная реальность).

2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).

3. Деятельность - систему «человек-мир» , взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направление – материализм и идеализм .

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Философия как форма духовной культуры.

Что такое духовная культура?

Новиков: Духовная культура человечества включает в себя массив опыта

человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие

форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез"

духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни

общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей

научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную,

художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает

религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения

ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых

духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в

различных формах и уровнях общественного сознания.

Рассмотрим, каим образом происходило становление философии в системе

духовной культуры.

1) Ф. как теоретический уровень мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок,

определяющих отношение человекак к миру ивыступающих в качестве ориентиров

и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения

является мифология – образное синкретическое представление о явлениях

природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма,

существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти

формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с

низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным

развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого

общества, совершенствования познавательного аппарата стала возмодной новая

форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-

практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как

попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума.

Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской

мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических

знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень

мировоззрения.

2) Ф. как универсальное теоретическое познание.

По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов

научного исследования происходила дифференциация форм теоретического

освоения действительности, становление конкретных наук и вместе с тем

обретение философией нового облика, изменение предмета, метода и функций.

Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения

действительности. В этих условиях четко обнаружилась функция философии как

формы универсального теоретического познания. Ф. – это форма познания

наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная

особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить

происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через

единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе

связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и

человека.

3) Маркс: Ф. как форма социально-исторического знания.

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось

представление о философском разуме как носителе “высшей мудрости”, как

верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все

существующие, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических

взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление об особом,

сверхисторической позиции философского разума стали принципиально

невозможны. В традиционном образе философии Маркса не удовлетворял

значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности.

Философия должна учитывать формы исторического развития и указывать пути,

идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Философия в новой ее

интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в

целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права,

морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества

позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры,

понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей,

осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского

мироуяснения.

Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему

многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля

включала:

Философию природы

Философию истории

Философию политики

Философию права

Философию искусства

Философию религии

Философию морали

Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот

перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского

миропонимания.

При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в

отвлечении от всего остального комплекса вопросов.

Основная роль философии заключается в том, что она объединяет науку и культуру, интегрирует все виды деятельности и способствует целостности мышления специалиста и целостности его культуры Недзвецкая Э.А. Философия и духовный мир личности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997. С. 77 - 85.. Современная действительность настоятельно требует, чтобы целостный философский подход, объединяющий в себе как познание, так и поиски смысла жизни, основывался на приоритете идеи достоинства человека. И философское знание сегодня выступает необходимой составляющей как профессиональной культуры, так и профессиональной компетенции специалиста. Важным аспектом философии является то, что она в способна заполнить духовный вакуум мировоззренческими установками, ценностными ориентациями, высокими образцами духовной культуры.

Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?

От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономика, литературоведение, правоведение, языкознание и др.

Таким образом, наука сегодня - это семейство разнообразных дисциплин. Вместе с тем есть основания говорить о «науке вообще», т.е. об общих чертах, характерных для всякого научного познания - научного познания как такового. Очевидно, что и научное познание отличается от ненаучного - обыденного, художественного и т.д.

В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

  • 1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями. В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике - теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцензус, экзистенция и др.).
  • 2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как средству достижения этой цели.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания. Другое дело, что наука и философия нужны обществу, в конечном счете, потому, что служат средством удовлетворения каких-то общественных потребностей, и за пределами научного и философского познания их результаты используются в практических целях. Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Философская мысль в отличие от науки всегда имеет предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек - отправная точка философских суждений о мире.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой. По утверждению А.С. Кармина и Г.Г. Бернацкого Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - СПб., 2001. С. 29 - 34. возможно четыре различных варианта ответа:

  • ? А - Философия включает в себя науку. Такая ситуация сложилась в античности, когда все науки считались ветвями философии.
  • ? В - Философия входит в состав науки. Это традиционное представление об общности философии и науки. В соответствии с этим наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собой статус науки и стала одной из ее областей.
  • ? С - Философия и наука - это разные области знания. В этом случае игнорируется общность философского и научного знания и не учитываются реальные связи между ними.
  • ? D - Философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Согласно этому утверждению философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним.

Различия не являются помехой для сотрудничества между философией и наукой. Наиболее полно сотрудничество реализуется в рамках особой отрасли философского знания, получившей название «философия и методология науки». Эта область находится на стыке философии и науки. Она широко привлекает данные из истории науки. Философия и методология науки анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры и общественной жизни. Среди них понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др. Философия и методология науки существенно дополняет традиционную область философского знания, сложившуюся до нее, - теорию познания. Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Поэтому философия во многих случаях должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых ХХ в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».

Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе большинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных элементов культа общепризнан.

Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рациональная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, поскольку культ для философии неспецифичен. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо, прежде всего, сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Так В.Ф. Шаповалов Шаповалов В.Ф. Основы философия. От классики к современности. - М., 1999. С. 28 - 30. полагает, что можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.

Первый вариант может быть охарактеризован краткой формулой: «философия - сама себе теология». Наиболее ярко он представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий. Это рациональные системы, стремящиеся обосновать абстрактное понятие о Боге. Элемент веры в философии, например, Платона и Аристотеля играет значительно меньшую роль по сравнению с верованиями греков. Античные философы создают особую теологию, рассчитанную на немногих, на образованную часть общества, на тех, кто способен и желает мыслить и рассуждать. Здесь Бог - весьма абстрактное понятие. Он существенно отличен от антропоморфных, т.е. человекоподобных богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона и т.д.

Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматриваются в качестве незыблемых. На их основе развивается философское знание, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристиками. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, доброго, прекрасного и т.д.

Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религиозно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных конфессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. и широко распространен и в наше время.

Четвёртый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в качестве заблуждения человечества.

В современной философии представлены все названные варианты. Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наиболее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззрения. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера, не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.

Вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера как особая способность души имеет самостоятельное значение. Она не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо; волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Точно так же нельзя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Вера требует посторонних подкреплений, когда иссякает энтузиазм веры. Та вера, которая нуждается во внешних подкреплениях, - слабеющая вера. Понятно, что нежелательно, чтобы вера противоречила доводам разума. Но это бывает далеко не всегда. Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера - это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры. Такая вера предполагает знание того, во что следует верить, а во что верить не следует и даже опасно для благополучия человека и сохранения его души.

Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомысленным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим доводам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И всё же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснованность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение. Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то более или менее значительная миссия на земле. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим и наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни существует множество ситуаций (их большинство), исход которых заранее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, которые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.

Философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера». Аналогичные понятия можно встретить и у других философов. Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой - она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие - это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Ориентируя на высшее, вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. Поэтому ее, по словам К. Ясперса, «можно назвать также верой в коммуникацию. Ибо здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и - в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит... другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве» Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. С. 442..

Для благополучия и процветания современного мира крайне важно найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной принадлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведения философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идет через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Но есть, конечно, и существенные различия между философией и искусством. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило, выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всем своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то