Личность – социальная сущность человека. Социальная сущность человека - человек в обществе «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Глоссарий по теме

Человек –

Индивид - единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание - способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 - 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 - 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческомуроду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек - результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек - часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек - биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом - единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты - неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек - личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» - неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность - это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания - готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация - процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Варианты ответов:

1) Индивид;

2) Человек;

3) Личность

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ - это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) индивидуальность 2) ценность 3) субъект

4) деятельность 5) орудие труда 6) задаток

7) личность 8) высшая ступень 9) индивид

План: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Отличие человека от животного. 3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. 4. Роль труда в антропогенезе. 5. Происхождение мышления и речи. 6.Социогенез. 7. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху 8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. 9. Культурогенез 10. Возникновение мифологических представлений. 11. Мифология как первичная форма духовного производства 12. Бинарная природа человека. 13. Проблема природы и культуры


1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos человек и genesis происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории Ч. Дарвин () английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс () социальный мыслитель, политический деятель Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­ пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.




3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека: австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.


4. Роль труда в антропогенезе. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.








8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Экзога́миа запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен: необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.); стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов). Термин введён английским исследователем брачно- семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном. Положение женщин.


9. Культурогенез Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных универсалий. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное. Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений. Внеличностный характер первобытной морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.


Искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания. Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.


10. Возникновение мифологических представлений. В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем. Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.




11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифология (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.


12. Бинарная природа человека. Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.


Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивид (от лат. individuum неделимый, неразделенный) это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona особа) это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

«Человек принадлежит к роду двуногих без перьев»ПЛАТОН

ЧЕЛОВЕК – ЭТО….

человек - это существо политическое
(Аристотель);
человек - животное, способное
изготавливать орудия труда (Б. Франклин);
сущность человека заключается в том, что у
него нет никакой сущности (К. Маркс);
человек - не статический центр мира, а ось
и вершина эволюции (Тейяр де Шарден)
Человек есть разумное существо
Человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила
цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи
законного порядка и наступает анархия
Человек есть продукт труда.
Человек есть субъект труда.

ОПТИМИСТЫ
Существо духовное,
наделенное
сознанием,
стремящийся к
истине
«Человек
- это
звучит
гордо!»
ПЕССИМИСТЫ
Биологическ
ая природа
человека
«Как ты ничтожен,
человек, при всем
величии твоем, в
сравнении со
Вселенной!»

Науки, изучающие человека

Анатомия,
физиология,
генетика,
медицина
психология,
Социология
Антропология («наука о человеке») – наука, изучающая человека,
его происхождение, развитие, существование в природной
(естественной) и культурной (искусственной) средах
(биологическая и философская)

Что есть
человек
?
Место
челове
ка
ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
в мире
Смысл
жизни
Происхо
ж- дение
человека

1. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира

обозначение всеобщих, присущих
всем людям способностей,
отличающих нас от животного мира

Отличие человека от животных

Сходства человека и животных

Основные отличия человека от животного:

1.
2.
3.
4.
5.
Человек обладает мышлением и
членораздельной речью.
Человек способен к сознательной и
целенаправленной творческой деятельности
человек преобразует окружающую
действительность
Человек способен изготавливать орудия
труда и их использовать.
Человек удовлетворяет не только
биологические, но социальные и духовные
потребности

3. Человек – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО,

Биологическая
сущность
Черты человека как
Homo sapiens
Пример:
Социальная
сущность
Те черты, которые получаем в
общении с другими людьми
Пример:
Распределите: Сознание и разум, готовность к труду, анатомия,
потребности физиологические (в пище, воде и т.д.), свобода и
ответственность, потребность в общении, кровеносная система,
творчество, инстинкт самосохранения. способность к
абстрактному мышлению, умение говорить, субъект познания и
изменения мира. строение костной и мышечной систем.

ВЫВОД

ЧЕЛОВЕК – ЭТО….

Целостное
Уникальное
существо
(интегрирует в
себе
физическое,
психическое и
духовное начала)
(открытое миру,
неповторимое,
духовно
незавершенное)
Универсально
е (способное к
любому виду
деятельности)
ЧЕЛОВЕК

Подумайте!

1. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и
животным носят не качественный, а всего лишь количественный
характер?
2. Известно, что Homo sapiens - это Человек разумный. Чем, на ваш
взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует
реальному поведению многих людей?
3. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным.
Животные не совершают неразумных действий.
4. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим
объяснить все преступления и войны?
5. То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным,
- совсем не одно и то же.
6. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не
чуждо»?
7. Притча «Иди вперёд!»

Тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Человек является продуктом эволюций

1) духовной и биологической
2) биологической и социальной
3) биологической и культурной
4) биологической и социально-культурной

2. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» при­надлежит

3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связы­вала

1) философия Возрождения
2) немецкая классическая философия
3) философия марксизма
4) философия гедонизма

4. Процесс историко-эволюционного формирования физиче­ского типа человека называется

1) эволюцией
2) гендерологией
3) генезисом
4) антропогенезом

5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо соци­альное в трудах

1) Ч. Дарвина
2) Ф. Энгельса
3) Аристотеля
4) Г. Гегеля

6. Идея переселения душ была выдвинута

1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) философией эпохи Возрождения

7. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» ха­рактерно для

1) древнегреческой философии
2) древнекитайской философии
3) философии христианства
4) древнеиндийской философии

1) Г. Гегель
2) И. Кант
3) О. Конт
4) И. Фихте

9. Философия Жан Поля Сартра, считавшего, что объектив­ному, детерминированному миру противопоставлена чело­веческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов, относится к такому направлению в философии, как

1) экзистенциализм
2) эмпиризм
3) эмпириокритицизм
4) этатизм

10. Специфические черты, присущие отдельной особи, организ­му в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются

1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) нет верного ответа

11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, называется

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

12. Индивидуально устойчивые свойства человека, опреде­ляющие его успехи в различных видах деятельности, назы­ваются

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

13. Устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества, явля­ется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

14. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функциони­рования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

15. Какое понятие не употребляется при классификации по­требностей человека?

1) биологические
2) духовные
3) социальные
4) приоритетные

Часть 2

1. В определение человека, данное словарем С.И. Ожегова, вставьте пропущенные слова. «Живое существо, обладающее даром ___________ и речи, способностью создавать ___________ и пользоваться ими в процессе общественного труда».

2. Установите соответствие между терминами и определения­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термины

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

Определения

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых за­висят его реакции на других лю­дей и социальные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди мно­жества других, обладающий спе­цифическими свойствами

Запишите выбранные цифры под соответствую­щими буквами.

3. Закончите фразу: «Источником активности личности являются многообразные личные и общественные ___________».

4. Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным призна­ком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой че­ловек не может объяснить, как он создает свои произведе­ния, его творчество носит во многом бессознательный ха­рактер. Как называют такого человека?

Часть 3

Темы для эссе

1. «Человек — это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).

2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).

3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гёте).

4. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).

Ответы на тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс
Часть 1
1-4
2-1
3-2
4-4
5-2
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
11-4
12-1
13-4
14-3
15-4
Часть 2
1. Мышления, орудия
2. 3142
3. Потребности
4. Гений

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то