Покровитель безнадежных дел. Покровитель безнадежных дел святой иуда фаддей. Возлюбленные братья и сёстры


Вот уже много лет все меньше простых мексиканцев приходят в католическую церковь помолиться Иисусу Христу и Богоматери. Теперь у них новые покровители - Святой Иуда и Святая Смерть и новые обряды. Вот только чаяния всё те же.






Мало кто знает, что Мексика – вторая страна в мире по количеству верующих католиков. И многие из них молятся Святому Иуде. Наряду с Девой Марией Гваделупской и Санта Муэрте это самый популярный католический святой. Народная любовь к нему столь велика, что сейчас Святой Иуда - единственный в мире канонизированный святой, в честь которого отмечают ежемесячный праздник. И неудивительно, ведь он считается покровителем обездоленных, безработных, заключенных и последней надеждой отчаявшихся людей. Для современной Мексики с ее разгулом преступности и безработицы – это то, что нужно.





Помимо ежемесячных торжеств, каждый год 28 октября десятки тысяч мексиканцев собираются возле старой церкви в Мехико. Здесь находится главная в стране статуя Иуды Фаддея (не Искариота). Жители пригородов, одетые в белое и зеленое, цвета Святого, везут сюда свои домашние статуи, в ожидании его помощи и новых чудес. Люди в костюмах индейцев выплясывают дикие танцы на площади перед церковью. В толпе шатаются подростки, которые нюхают клей и курят марихуану. Как ни странно, но Святой Иуда, который изображен с пламенем Святого Духа на его лбу, заслужил хорошую репутацию, исцеляя наркоманов.



Кроме Святого Иуды, многие мексиканцы ищут помощи и защиты у Санта Муэрте («Святой Смерти»). Конечно, этого божества нет в официальной религии, это результат индейского прошлого мексиканцев, наложившегося на католицизм. Санта Муэрте помогает тем, кто постоянно рискует своей жизнью: бандитам, наркоторговцам, полицейским, проституткам, таксистам. Ее просят о выздоровлении, освобождении из тюрьмы, о наведении порчи или смерти обидчику.

Почитатели Санта Муэрте считают, что она сильнее, чем Иисус Христос, ведь даже он, в конце концов, умер. Смерть одинакова для всех: и для богатых, и для бедных. Она беспристрастна и равна ко всем, поэтому выслушает молитвы и наркобарона, и бедного воришку. Ей делают и соответствующие подношения: кто-то яблоко и цветы, а кто-то – деньги и косяк травы. Эти подношения оставляют у небольших алтарей, установленных прямо на улицах города. Обычно это украшенные статуи Санта Муэрте с живыми цветами и, собственно, подарками.

Святая Смерть помогает там, где бессильны другие Святые. «Католическая церковь зачастую не помогает», - говорят мексиканцы. «Она может только наказывать за грехи. Она поучает, но не помогает». А Святая Смерть спасает наркоторговцев и убийц от полиции, помогает заключенным выживать в жутких мексиканских тюрьмах.





Традиционно Санта Муэрте изображают в виде женского скелета, одетого в однотонный балахон. Его цвет показывает, о чем верующий просит Святую: если помощи в любви – то накидка красная, если денег – то золотая, а для решения проблем с законом – зеленая. В правой руке Санта Муэрте сжимает косу, а в левой – земной шар или весы. Они показывают, что Смерти подвластны все люди планеты, и что все они равны.

В последние годы культ Святой Смерти распространился и за пределы Мексики. И теперь время от времени общественность Латинской Америки и юга США волнуется после очередных случаев убийств – жертвоприношений Санта Муэрте, которые совершают ее адепты.

Странные религиозные обычаи встречаются не только в Мексике. Во Франции, Китае и Японии распространена традиция посмертного брака. Здесь можно вполне легально .


В последние часы перед смертью Иисус был с апостолами, проясняя им сущность своей миссии. И тут Иуда Фаддей (не Искариот) спросил Его: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" (Ин 14.22).

Ответ Иисуса, вероятно, еще долго отзывался в сердце апостола Иуды, ибо на протяжении тысячелетий Его обещание, при посредничестве этого удивительного святого, исполнялось миллионы раз. Иисус заверил Иуду и других апостолов (и нас тоже): "Мир оставляю

вам, мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин 14.27).

Христиане, которым не к кому больше обратиться за помощью, убедились в истинности этих слов, ибо св. Иуда стал ассоциироваться с разрешением проигранного дела, исполнением несбыточной мечты, с миром не от мира сего. Однако мало кто знает, кто был этот святой и как он приобрел такую популярность у верующих. Собрав воедино свидетельства Писания и истории, а также некоторые легенды, мы можем воссоздать портрет. св. Иуды, "верного слуги и друга Иисуса". Первый ключ к тайне его личности содержится в его именах - Фаддей и Леввей. Авторы Евангелий называли его этими именами, чтобы не путать его с Иудой Искариотом.

О. Джон Лозано, автор книги "Иуда Фаддей, покровитель сложных или безнадежных дел", предполагает, что Марк и Матфей называют его Фаддеем, что по арамейски значит "широкогрудый человек", желая подчеркнуть этим великодушие и мужество Иуды. Матфей также употребляет имя Леввей, что значит "от сердца". Св. Бригитта, шведская святая XIV в., в одном из своих видений Христа услышала от Него призыв молиться Иуде, ибо "в соответствии со своим именем, он будет самым скорым на помощь".

Из Евангелий также явствует, что Иуда был родственником Иисуса. "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?" У иудеев того времени слово "брат" относилось к любому близкому родственнику. Вероятнее всего, Иуда был двоюродным братом Иисуса.

Все три года служения Иисуса Иуда бродил по пыльным дорогам Палестины, впитывая послание любви и спасения, лежавшее в основе миссии Иисуса. Оно стало основой миссии самого Иуды. Когда настал страшный час жертвоприношения, Иуда, как и остальные апостолы, кроме Иоанна, прятался от ужасной тени креста. Но в торжествующем свете Воскресения он, однако, получил дар языков и пошел возвещать Слово.

Иуде приписывается послание, предпоследнее в книгах Нового Завета. Это предостережение против ереси гностицизма и просьба к христианам хранить веру, противостоять искушениям и молиться.

И здесь история смешивается с легендой. Одна из легенд, записанная в 325 г. Евсевием, епископом и историком Церкви, утверждает, что Иуда исцелил страдающего проказой царя Эдесского Абгара. Сначала царь послал за Иисусом, но тот сурово укорил его за маловерие, пообещав, однако, прислать своего ученика. Далее Евсевий утверждает, что этим учеником, исцелившим царя и обратившим его народ, как раз и был Иуда.

Предположительно, впоследствии Иуда с Симоном проповедовали на территории огромного Персидского царства, воевавшего тогда с Индией. Военачальник Варадах, стремясь узнать исход битвы, обратился к магам - служителям языческих богов. Но боги молчали. Маги обвинили в этом Иуду и Симона и потребовали у апостолов отчета. В конце концов Иуда и Симон позволили богам дать предсказание, которое оказалось крайне неблагоприятным: войско ожидало кровопролитное сражение.

Военачальник в отчаянии вновь обратился к апостолам. Они успокоили его, сказав, что индийская армия попросит перемирия. Совершенно запутавшийся генерал посадил их вместе с магами в тюрьму ожидать исхода событий.

На рассвете, как и предсказывали апостолы, индийские посланники попросили мира. Несчастные маги были приговорены к смерти, но Иуда и Симон, вступившись за них, спасли им жизнь. "Мы пришли давать жизнь, - сказали апостолы, - а не отнимать ее". После чего Симона и Иуду отвезли в Вавилон, где неблагодарные маги пытались извести их колдовством. Вооруженные лишь состраданием и верой, апостолы наконец преодолели враждебность, исцеляя и обращая многих, в том числе и самого вавилонского царя.

Потом Иуда отправился в Армению и, возможно, дошел до пределов нынешней России. И он, и Симон приняли мученичество от рук языческой черни в Персии. Мощи обоих покоятся в базилике св. Петра в Риме, и память их почитается в один день, 28 октября.

Имя св. Иуды стало хорошо известно христианам только в средние века. Св. Бернар Клервоский, один из самых влиятельных религиозных деятелей XII столетия, очень почитал его. Два века спустя Христос сказал св. Бригитте Шведской освятить один из алтарей в ее церкви во имя Иуды: "Пятый алтарь должен быть посвящен Фаддею, ибо чистота его сердца победит дьявола".

Потом еще на четыре века имя Иуды было забыто. И лишь в XIX столетии, сначала в Италии и Испании, потом в Южной Америке, воскресло поклонение святому апостолу. Благодарственные памятки в раке святого свидетельствуют о многообразии людских драм: о примирении супругов, об исцелении пьяниц, об освобождении от финансовых затруднений, от несправедливых обвинений, об утешении во времена скорби, а также о бесчисленных исцелениях от физических и душевных болезней.

В век рукотворных чудес полезно помнить о том, что есть постоянный свет, который ведет нас, даже когда обещания современного мира оказываются пустым звуком. Святой Иуда, "верный слуга и друг Иисуса... покровитель безнадежных дел", даст нам мир в эти беспокойные времена, когда бы мы ни воззвали к нему.

о. Ежи Ягодзиньски, SVD




Возлюбленные братья и сёстры,

Внеочередной Юбилейный Год Милосердия, который Церковь сейчас переживает, позволяет в новом и совершенно особом свете увидеть Всемирный День Миссий 2016: приглашает нас видеть миссию ad gentes – и в духовном, и в материальном ключе- как величайший и грандиозный результат действия милосердия. На самом деле, Всемирный День Миссий в этом году приглашает всех нас «выйти навстречу», быть настоящими учениками и благовестниками, используя все свои таланты, творческие способности, мудрость и опыт для того, чтобы возвещать о доброте и сострадании Бога ко всему роду человеческому. Будучи верной своим миссионерским обязательствам, Церковь направляется ко всем, ещё не знающим о Благой Вести, потому как Она хочет, дабы все люди спаслись и познали любовь Господню. «Миссия Церкви- возвещать милость Божию, пульсирующее сердце Евангелия» (Булла Misericordiae vultus, 12), провозглашать её всему миру, до тех пор, пока не достигнет каждого мужчины, женщины, ребёнка, каждого молодого и пожилого человека.

Исполненное милосердия, сердце Небесного Отца испытывает глубокую радость всякий раз, когда встречается с человеком; в самом начале Господь с особой любовью обращается к наиболее слабым, потому как Божии величие и могущество наиболее ярко являют себя в Его способности к отождествлению Себя с малыми, отверженными, угнетёнными (Ср. Втор. 4,31; Пс. 86(85), 15; 103 (102), 8; 112(11),4). Господь – Бог благой, чуткий и верный; Он выходит навстречу всякому нуждающемуся, ибо желает быть близким всем и каждому, особенно же бедным и нуждающимся; Бог входит в реальность человеческого бытия с любовью, подобной любви матери и отца к своим детям. (Ср. Иер. 31, 20). Само понятие милосердия в Библии отсылает нас к материнскому лону, то есть определяет милосердие в категории любви матери к своим детям, детям, которых матерь будет любить всегда и не смотря ни на что только потому, что они - плод её лона. В этом также заключается и сама суть любви Бога к Своим детям, особенно же народу Божиему, Им созданному, который Он хочет взрастить и воспитать: Господь внутренне содрогается, взирая на слабость и неверность Своего народа (ср. Ос. 11,8). И, несмотря на это, Бог милосерден ко всем, любит все народы и благ по отношению ко всем творениям (см. Пс. 145 (144), 8- 9).

Высочайшее и наиболее полное выражение милосердие находит в Воплощённом Слове. В Нём мы видим лик Отца, богатого милосердием, и Он «не только говорит о Божественном милосердии и объясняет его с помощью образов и притчей, но, что самое важное,- Он воплощает и олицетворяет Собой это милосердие» (Иоанн Павел II, энциклика Dives in misericordia, 2). Под водительством Святого Духа, принимая Христа и следуя за Ним в Евангелии и в таинствах, мы можем стать милосердными как Отец наш Небесный, научившись любить так, как Он любит нас и предоставив наши жизни в качестве добровольной жертвы, как знак Божией благости и доброты (См. Булла Misericordiae vultus, 3). И Церковь, в масштабах всего человечества, являет собой именно ту общину, которая живёт благодаря милосердию Божию: Церковь непрестанно осознаёт, что Она опекаема и ведома Божией милосердной любовью, вдохновляема этой любовью в исполнении вверенной ей миссии, этой же любовью живёт и даёт познать её всем людям в процессе основанного на взаимном уважении диалога со всеми культурами и религиозными направлениями.

Множество мужчин и женщин, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам, являются от самого основания Церкви и до сегодняшнего дня свидетелями милосердной Божией любви. Значительное и постоянное, растущее число женщин, в сфере миссионерского служения, наряду с мужчинами, представляет собой яркое проявление материнской любви Бога. Женщины - будь то миряне или монашествующие - а в настоящее время также и целые семьи, живут своим миссионерским призванием, выражающимся в разных формах: от прямого провозглашения Евангелия до благотворительного служения. Исполняя своё служение наряду с миссионерами, которые посвящают себя евангелизации и совершению таинств, женщины, а также семьи зачастую отличаются способностью лучше понять суть стоящих перед людьми проблем, а также найти адекватный и нередко совершенно новый способ их решения: это касается сферы защиты жизни, причём при этом основное внимание уделяется конкретным людям, а не институциональным структурам, используются все материальные и духовные ресурсы с целью установления гармонии, мира, межчеловеческих отношений, солидарности, пространства диалога, сотрудничества и братства, касается ли это межличностных взаимоотношений, или более широкой сферы общественной и культурной жизни, делая акцент при этом на помощи нуждающимся.

Во многих местах евангелизация начинается со сферы образования и воспитания, которой миссионерское служение посвящает много времени и сил, подобно милосердному евангельскому хозяину виноградника (см. Лк. 13, 7-9; Ин. 15,1), терпеливо ожидая плодов после многих лет кропотливого труда; подобным образом формируются люди, способные евангелизировать, нести Благую Весть в самые неожиданные и недоступные места. Церковь можно определить, как Матерь и для тех, кто ещё не знает Христа. Поэтому я ожидаю, что святой народ Божий исполнит материнское служение милосердия, посредством которого люди и народы, все ещё не познавшие Господа, смогут встретиться с Ним и полюбить Его. В самом деле, вера представляет собой дар Божий, а вовсе не результат прозелитизма; она растёт благодаря личной вере и милосердию евангелизаторов, которые свидетельствуют о Христе. Учеников Иисуса, странствующих по дорогам этого мира, должна характеризовать любовь, которая не соизмерима с человеческими представлениями, но мерой для которой служит любовь Господа; посредством этого провозглашается прекраснейший и величайший из даров, которыми нас наградил Господь: Его жизнь и Его любовь.

Все народы и культуры имеют возможность получить Весть о Спасении, ведь это Божий дар для всех и каждого. Это становится особенно актуальным в наши дни пред лицом всех этих несправедливостей, войн, гуманитарных катастроф, всё ещё ждущих своего разрешения. Миссионеры по собственному опыту знают, что Благая весть о прощении и милосердии сможет принести людям радость и примирение, справедливость и мир. Евангельский наказ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28, 19- 20) всё еще не исчерпал себя. Более того, он обязует нас всех именно с учётом современных условий и вызовов, почувствовать необходимость нового миссионерского «исхода», о чём сказано также и в Апостольском обращении Evangelii gaudium: «Каждая община и каждый христианин пусть распознают, на какой путь зовёт Господь, но все мы призваны откликнуться на этот призыв: выйти за пределы личного удобства и найти мужество добраться до всех окраин, нуждающихся в свете Евангелия» (Evangelii gaudium, 20).

В нынешнем Юбилейном Году исполняется ровно 90 лет со дня учреждения Всемирного Дня Миссий, у истоков которого стояла Папская Миссия по распространению веры и который был утверждён Папой Пием XI в 1926 году. В связи с этим считаю напомнить о мудрых установлениях моих предшественников, которые установили, что все пожертвования которые будут получены в каждой епархии, приходе, во всех монашеских общинах, церковных объединениях и движениях по всему миру, должны быть переданы на нужды упомянутой Папской Миссии, дабы таким образом оказать помощь испытывающим нужду христианским общинам, а также поддержать дело распространения Благой Вести до самых концов Земли. Не позволим себе уклониться от совершения этого жеста миссионерского внутри церковного общения. Не закроем наших сердец, будучи поглощенными собственными проблемами и заботами, но раскроем их так, чтобы они могли вместить в себя всё человечество.

Пусть же Пресвятая Дева Мария, прекраснейший образ искупленного человечества, совершенный образец миссионерского служения для Церкви, научит всех нас, мужчин, женщин, целые семьи, быть источником и пространством для живого и таинственного присутствия Воскресшего Господа, обновляющего и наполняющего духом радостного милосердия отношения между людьми, культурами и народами.

ФРАНЦИСК

(пер. о. Анатолий Гамза SVD)


Иуда Леввей, Фаддей, Варсава… Даже удивительное его имя вызывает череду споров. Он совокупен, хвалящий, сердечный, после раскаяния встал в ряд верующих в Мессию и всем сердцем возлюбил Его. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя христиане старались не произносить вслух и вообще не употреблять в лексиконе.

А ведь святой апостол Иуда Иаковлев был верен Творцу до конца своих дней, до успения в мученической смерти. Но о жизни великого святителя до наших дней дошло совсем немного информации.

Житие святого Иуды

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) - апостол от двенадцати , брат (по отцу) Иисуса Христа.

Родился он в галилейском Назарете и был одним из сыновей Иосифа Обручника от его первого брака. Позже Иосифу была обручена в супруги Пренепорочная Дева Мария, которая непорочным зачатием произвела на Свет Божий Спасителя Неба и Земли Иисуса Христа. В бессеменное зачатие трудно поверить, но у Бога свои законы. Что невозможно дня нас, то возможно для Него.

Иуда Фаддей часто именуется как Иуда Иаковлев, он есть родной брат Иакова Праведного - святого апостола, предстоятеля Иерусалимской Церкви. Так наречен он был исключительно по своей воле, потому что считал себя недостойным считаться братом Господним, ведь ранее он согрешил пред Ним маловерием, усомнившись в Божественной сущности Христа.

Еще об апостольском служении:

Святой Иуда Фаддей

Служение Господу

Начало земного служения Господа знаменуется историей, произошедшей в Его семействе. Иосиф Обручник по возвращении из путешествия в Египет решил разделить между сыновьями свои земельные владения. Часть владений предназначалась и для Сына от второго брака Иисуса. Старшие отроки воспротивились отцовской воле, но старший из братьев Иаков разделил свою долю с братом, рожденным преестественно и нетленно от Девы Марии.

За совершенное благое дело Христос Спаситель назвал Иакова братом Господним. Немногим позже маловерный Иуда уверовал в Мессию и всем сердцем возлюбил Его, после чего был избран Спасителем как один из 12-ти Его учеников.

Но Иуда не мог забыть о своем совершенном прегрешении маловерия и не решился сам именовать себя, недостойного, братом Господним, поэтому назывался как Иуда Иаковлев.

Второе имя апостола - Фаддей. После неожиданного предательства Иуды Искариота это имя в общине святых апостолов старались не называть, поэтому Иаковлева стали называть Фаддей, что означает «хвалить». А именование Леввей было схоже по смыслу и значению имени Фаддей.

После Распятия Мессии и Его Вознесения, Иуда Иаковлев отправился по миру проповедовать Слово Божие и Святое Евангелие. Побывал он во многих странах: Самарии, Месопотамии, Галилее, Иудее, Сирии, Аравии.

Находясь в Персии, святой апостол написал Послание на греческом языке. Краткие его словеса сохранили множество глубоких истин. В Книге, состоящей всего лишь из одной главы, содержались догмы о Святой Троице, о различии Ангелов , о грядущем Пришествии Христа на землю и Страшном Суде.

Иуда убеждал верующих христиан:

  • беречься от блуда и плотских нечистот;
  • вести богоугодную жизнь во Христе;
  • жить в любви, вере и непрестанной молитве;
  • заблудших направлять на спасительный путь.

Он пытался донести до рода человеческого, что одной веры в Бога недостаточно, важно следовать Его Заповедям и творить добрые дела.

Важно! Иуда активно обращал людей к вере Христовой, наставлял народы на истинный, спасительный путь. Великий апостол увещевал людей избавляться от гордыни , зависти, непослушания, коварных мыслей и поступков.

  • в делах, мыслях, поступках;
  • в молитве, в вере, в любви;
  • жить в гармонии;
  • обращать к вере заблудших, сторониться еретиков.

Читайте о практике духовной жизни:

Он уверял, что для жизни вечной во Христе мало считать себя христианином. Важно творить добродетель!

Апостол Иуда Фаддей

Окончание земного пути

В великих трудах он достиг Арарата, отвратив множество языческого люда от идолопоклонства. Благодаря его усилиям они стали верующими православными христианами. Но местные жрецы ополчились против апостола. Палачи схватили его и предали жестоким мучениям, после чего распяли на кресте, а тело пронзили острыми стрелами.

Мученическая казнь Иуды Фаддея состоялась в Армении около 80 года в граде Арарате.

Мощи Святого

Мощи Христова святителя покоятся в храме Александра Невского в Княжьем озере, другая же их часть пребывает в Ватиканском соборе Святого Петра.

Предполагаемое место захоронения Иуды Иаковлева расположено в горах на северо-западной стороне Ирана на территории ныне не действующего монастыря. Но один раз в году в обители совершается служение, на которое стекается множество паломников со всего Ирана.

Память святого апостола от 12-ти Иуды Фаддея Православная Церковь совершает 19 июня и 30 июня. Последняя дата совпадает с празднованием Собора двенадцати апостолов.

Посмотрите видео о житии Иуды Фаддея

Святой Апостол Иуда принадлежит к числу 12 учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия 1 , – дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого пророка и предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля иерусалимской церкви 2 .

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова 3 . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Иоан. 7 :5).

Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.

Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.

Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд.1 :1-25).

Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет ещё и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово «Леввей» значит: «сердечен». По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он – Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.

Апостол Иуда называется ещё Фаддеем, что значит: «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана 5 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.

Апостол Иуда, подобно другим «братьям Господа» по плоти, понёс многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда, как и все вообще Апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия.

По свидетельству церковного историка Никифора 6 , «божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедовал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю 7 , где ещё раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Здесь Апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем» 8 .

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд.1 :7).

Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства (Иуд. 1 :6). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию (Иуд. 1 :5). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.

Много различных стран посетил святой Апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим Апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на кресте и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой Апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяния на небе 9 .

Тропарь, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:

Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Ин кондак, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.

1    От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию – жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, – месяц декабрь, 25-го числа

2    Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола – 23 октября.

3    Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Лк. 6и в Деян. 1 :13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14 :18- 21); тогда Иуда сказал Господу: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14 :22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он – не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, – таинственное общение Его с верующими (Ин.14 :23).

4    Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.

5    Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

6    Никифор Каллист – греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви».

7    Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса – город в Месопотамии.

9    Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. – По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армян-скому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апо-столом Вареоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, – ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).

Вконтакте

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то