Где живет медуза горгона. Развенчание мифа о горгоне Медузе (22 фото). Значимость в культуре

Являются очень занимательными и интересными. Мощнейшая цивилизация в свое время описывала взаимодействие богов Олимпа и обычных людей. Немаловажную роль в мифах древних греков играли сказания о различных героях. Одними из таким прославленных персонажей является Персей (Греция). Ему приписывают победу над смертоносным чудовищем Медузой Горгоной. Древнегреческое сказание о Персее кратко будет поведано в статье.

Рождение героя

В старину изречения оракулов имели огромное значение для древних греков. Правитель Аргоса Акрисий попытался избежать предсказанной судьбы, заточив под стражу родную дочь Данаю, которая славилась своей неземной красотой. Согласно предсказанию, царь должен был умереть от руки своего внука. Однако предпринятые меры со стороны Акрисия не стали сложной помехой для великого Зевса, который проник в труднодоступное место, где содержалась Даная, под видом золотого дождя. Рожденный от бога-громовержца сын был наречен Персеем. Известие о рождении Персея очень испугало царя Аргоса. Он приказал посадить Данаю и младенца в ящик, после чего их крепко заколотили и бросили в море.

Сериф

Мифы Древней Греции о Персее рассказывают, что нелегко пришлось маленькому будущему герою вместе с матерью. После долгих скитаний по бескрайним морским просторам заколоченный ящик благодаря шумящим волнам все-таки пристал к берегу острова Сериф. На тот момент свои рыболовные сети закидывал в воду рыбак Диктис. Именно он и стал спасителем Данаи и Персея. После открытия ящика удивлению рыболова не было предела, ведь он явно не ожидал увидеть красивую женщину и симпатичного младенца. Впоследствии Диктис решил показать их своему брату Полидекту, который правил Серифом.

Даная и Полидект

Царь острова Полидект принял радушно Данаю и ее сына. Он оставил их жить в своем роскошном дворце. Таким образом, детство и юность Персея прошли под опекунством царя Полидекта на Серифе.

Со временем юноша стал сильным и стройным. Персей заметно отличался от своих ровесников божественной красотой, силой, ловкостью и мужеством. Ни один парень на острове не смог с ним сравниться ни в чем.

Полидект не смог устоять перед неземной красотой Данаи. Именно поэтому царь захотел взять ее себе в жены. Однако Персей был категорически против такого брака, прилагая все усилия, чтобы он не состоялся. Полидект из-за этого невзлюбил его и решил избавиться от единственной преграды на пути к своей заветной цели. Персею было поручено отправиться в дальнюю страну, чтобы обезглавить Медузу Горгону. Еще никому из смертных не удавалось выжить при встрече с ужасным чудовищем. Поэтому Персею была уготована царем Полидектом миссия в один конец.

Медуза Горгона и ее сестры

Согласно мифам Древней Греции, у морского божества Форкия и его сестры Кето было три дочери, которые имели вид змееволосых чудовищ. Эвриала и Сфено были бессмертными от рождения, и лишь их младшая сестра Медуза оставалась уязвимой.

Согласно преданиям, Медуза Горгона была симпатичной девушкой с красивыми волосами. Пытаясь найти защиту от приставаний Посейдона, она скрылась в храме Афины. Однако богу все равно удалось проникнуть в убежище девушки в виде птицы и овладеть ею. Разгневанная богиня выплеснула свою злобу на Медузу, превратив ее ужасное чудовище со змееподобными волосами.

Медуза Горгона, в отличие от своих сестер, хоть и не была бессмертной, но могла завораживать людей своим взглядом. Ее удивительный дар служил в качестве смертоносного оружия. Достаточно было какому-то человеку увидеть прямой взгляд Медузы Горгоны, как он моментально превращался в каменную статую.

Сборы Персея

Согласно мифам о Персее, различные боги Олимпа оказали герою огромную помощь. Среди его покровителей стоит отметить Афину, которая была известна своей ненавистью к Медузе Горгоне. Также важную роль в снаряжении героя сыграл бог Гермес - его сводный брат. Таким образом, Персей перед путешествием стал обладателем весьма ценных артефактов.

От Афины герой получил металлический щит. Он был настолько гладок, что практически ничем не отличался от зеркала. Гермес вручил ему острое оружие. Меч Персея, словно мягкий воск, рубил даже самую твердую сталь.

Путешествие Персея

Юному герою необходимо было добраться до западного края земли, ведь именно там обитали Горгоны. Немало стран пришлось пройти Персею и повидать различных народов на пути к мрачному месту.

Чтобы узнать точное местонахождение Медузы, герою необходимо было обхитрить трех сестер Грай, которые делили между собой один зуб и один глаз. Персей в засаде выждал удобный момент, пока одна седая старуха передавала единственное око другой, и быстрым движением перехватил его. Сестрам ничего не оставалось, как рассказать Персию местонахождение Горгон.

Перед битвой с Медузой Горгоной Персей посетил жителей легендарной северной страны Гипербореи. Они сделали для бога Аполлона торжественное жертвоприношение, а также подарили Персею шапку Аида, изготовленную из собачьей шкуры. Она позволяла сделать своего обладателя полностью невидимым. В древнегреческой мифологии шапка имела большое значение, ведь нередко применялась самими богами. Также Персею были подарены волшебные сандалии, с помощью которых можно было быстро парить над землей. Подаренная сумка обладала волшебными способностями изменяться в размерах в зависимости от объема положенных внутрь вещей. Положив в нее сандалии и шапку Аида, Персей отправился на решающее сражение.

Битва с Медузой Горгоной

Благодаря волшебным сандалиям Персей сумел пересечь море и добраться до острова, где обитали змееволосые чудовища. Когда герой сумел отыскать Горгон, то они все спали, к его счастью. Зеркально отполированный щит служил Персею в качестве глаз. С его помощью он смог четко разглядеть спящих сестер со стальной чешуей и золотыми крыльями. Лишь змеи на головах Горгон немного шевелились.

Миф о Персее и Медузе Горгоне гласит, что задача героя осложнялась тем, что смертоносные сестры были как две капли воды похожи друг на друга. Малейшая ошибка могла стоить жизни, ведь только одна из них не обладала бессмертием. Однако и тут на помощь ему пришли боги Олимпа. Быстрый Гермес подсказал Персею точное расположение Медузы. Используя подаренный Афиной зеркальный щит, герой одним ударом отсек голову Горгоны своим острым мечом.

Путь Персея домой

Мифы Древней Греции о Персее содержат сведения о том, что, кинув голову Медузы в волшебную сумку, герой поспешил скорее убраться со зловещего острова. Однако тело его жертвы упало со скалы в море, тем самым разбудив двух Горгон. Благодаря шапке Аида герой сумел избежать смерти от крылатых чудовищ и беспрепятственно покинуть остров.

Путь домой Персея лежал через Ливию. С отрубленной головы Медузы стекали на землю капли крови, которые превращались в ядовитых змей. Впоследствии Ливия превратилась в пустынную страну.

Следующим местом на пути домой стало пристанище Атласа, который как зеницу ока оберегал дерево с золотыми ветвями, листьями и яблоками. Великану богиней Фемидой было предсказано, что его плоды будут похищены сыном Зевса. Уставший Персей попросил Атласа передохнуть. Однако великан из-за пророчества приказал ему убираться. После этого разгневанный герой вытащил из сумки голову Медузы и обратил Атласа в огромную каменную статую, которая стала постоянно поддерживать весь небесный свод.

Спасение Андромеды

В Эфиопии герой решил передохнуть после тяжелого перелета. Как раз тогда прелестной девушке Андромеде предстояло искупить вину своей глупой и заносчивой матери. Царица Кассиопея гордилась своей красотой, заявляя всем, что она самая прекрасная. Нимфы упросили Посейдона наказать правительницу Эфиопии и всю ее страну. Морской бог в качестве своего наказания послал исполинское чудовище, которое поднималось с глубины и все опустошало на пути.

Согласно заявлению оракула Зевса, лишь жертвоприношение Андромеды способно было положить конец каре Посейдона. Однако перед гибелью прекрасной и бледной от ужаса девушки вовремя подоспел Персей. При виде Андромеды у героя загорелось в сердце сильное чувство любви. Персей предложил ее родителям выдать дочь себе в жены, обещая при этом спасти ее. Получив одобрительный ответ, герой вступил в упорное противостояние с морским чудовищем, нанося ему один удар мечом за другим. После окончания ужасного боя все жители Эфиопии прославляли Персея.

Свадьба Персея

Накануне свадебной церемонии герой принес богатые жертвы своим покровителям с Олимпа. Шикарный пир состоялся в царском дворце, который был увит зеленью и цветами, в честь новобрачных. Вместе с правителями Эфиопии также пировал весь народ. Во время застолья Персей рассказывал гостям о своих подвигах. Однако свадебный пир был испорчен после появления первого жениха Андромеды с большим войском. Финей во дворце начал обвинять героя в краже своей невесты, после чего началась отчаянная битва. Персей отважно сражался с превосходящими силами противника, однако победу смог одержать лишь при помощи головы Медузы. Таким образом, статуя Финея с выражением страха и рабской мольбы в глазах навсегда осталась во дворце.

Возвращение на Сериф и месть Полидекту

Не стал Персей после кровавой битвы долго задерживаться в Эфиопии. Вместе со своей прекрасной супругой он поспешил вернуться на родной остров. Мать Персея в это время была в отчаянии, ведь ей пришлось постоянно скрываться в храме Зевса от Полидекта. Разгневанный Персей решил сполна расквитаться с царем Серифа. Войдя во дворец, Персей застал его за роскошным пиром. Удивлению Полидекта не было предела, ведь царь даже усомниться не мог в победе Горгон. Герой заявил присутствующим о том, что принес голову Медузы. Правитель Серифа не поверил Персею и начал обвинять его во лжи. Когда чаша терпения героя из-за издевательств Полидекта и его друзей была переполнена, то он вынул голову из мешка и продемонстрировал всем неопровержимое доказательство. После этого царь и все пировавшие моментально превратились в каменные статуи.

Сбывшееся предсказание

Даная вместе с Персеем захотели встретиться с Акрисием, который продолжал править Аргосом. Однако он, опасаясь предсказания оракула, не пустил дочку с внуком в свой дом. Спустя много лет на Олимпийских играх Персей запустил диск случайно к зрителям. Тяжелый снаряд моментально сразил насмерть Акрисия, тем самым было исполнено пророчество оракула.

Миф о Персее в кинематографе

Знаменитый подвиг прославленного героя был успешно перенесен в кино. В 1981 году в США сняли художественный приключенческий фильм «Битва титанов». Режиссером картины стал Десмонд Дэвис. И хотя американский фильм несколько отличался от древнегреческих мифов, экранизация подвига Персея имела грандиозный успех. Морское чудовище в «Битве титанов» называлось Кракеном, который был позаимствован из скандинавской мифологии. Если в мифе из крови Медузы появлялись змеи, то в фильме - скорпионы. В любом случае фильм очень понравился зрителям, а спецэффекты, как для 1981 года, были просто на высоте.

В 2010 году в американской киноиндустрии приняли решение обновить экранизацию мифа о подвиге Персея. Ремейк фильма 1981 года также получил название «Битва титанов». Режиссером был назначен Луи Летерье, а главную роль исполнил Сэм Уортингтон. Кроме традиционного варианта, фильм также демонстрировался в формате 3D. Если на экранизацию 1981 года было потрачено 15 млн долларов, то бюджет ремейка составил 125 млн долларов. Фильм 2010 года, в целом, оказался успешным, собрав в прокате 493 млн долларов.

Создатели ремейка также внесли изменения в древнегреческие мифы. Бог Аид был представлен в фильме в качестве негативного персонажа, который ненавидел людей и противопоставлял себя Зевсу. Однако Персей сумел благодаря голове Медузы справиться с Кракеном и отправить Аида обратно в подземное царство. Вместо правления Аргосом или перемещения на Олимп отважный герой захотел наслаждаться обычной человеческой жизнью.

Таким образом, благодаря мифу о Персее можно узнать о легендарном подвиге величайшего героя Древней Греции. Американские экранизации позволят каждому человеку окунуться в увлекательную атмосферу приключений и битв с различными монстрами.

«Mиф есть познанная тайна бытия и нечто предугаданное в нем» —
определение Якова Эммануиловича Голосовкера точно и созидательно.

Миф о горгоне,
в котором запечатлены нравственно-эстетические проблемы
в полноте Триединства — Истины, Добра, Красоты,
неисчерпаем по своему содержанию.

Наверху — «Голова Медузы». Музей в Сусе (античный Гадрумет). Тунис.
Внизу — «Голова Медузы». Мраморный рельеф из Греческого святилища
в Сиракузах (Сицилия). Музей Сиракуз.

Работа над вторым альбомом завершена 05.12.2010

«Горгоны» известны эллинам с глубокой древности. Свидетельство тому таково: задолго до Гомера они называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

На горгонейонах изображалось круглое женское лицо, улыбающееся и с высунутым языком. В геральдике высунутый язык — непременный атрибут активных (по большей части хищных) животных. Иная окраска языка в сравнении с цветом фигуры служит указанием на яростный характер животного. Отсутствие высунутого языка означает немотность изображенного существа, лишенность «права голоса».

Значительно позднее горгонейоны переплелись с мифом о Медузе горгоне и взаимно повлияли друг на друга. Горгонейоны украсились змеями и кабаньими клыками. Медуза горгона унаследовала от древнейших амулетов эпитеты «Защитница», «Охранница», «Повелительница».

Предположение сомнительно: вряд ли чудовище, смертельно опасное для людей, может носить такие эпитеты? Погружаемся в Первый акт трагедии…


Античная ваза. «Олимпийский бег».

Публий Овидий Назон (43 год до н.э. – 18 год н.э.) — римский поэт, занимавшийся систематизацией древнегреческих мифов, в своем труде «Метаморфозы» пишет о Медузе Горгоне следующее..

«Дела причину тебе изложу. Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были
Волосы. Знал я людей, утверждавших, что видели сами».

Вот, что интересно: красота Медузы в ее девичьем возрасте не губительна — ни для женихов, которые уповали на счастье разделить с ней жизнь, ни для прохожих, оборачивавшихся ей вслед, чтобы подольше полюбоваться ее прекрасными волосами.

Беда Медузы заключалась не в отношении к ней людей,
а в нежелании Богов олимпийских допускать соперничество
со стороны Богов — предшественников…


Одеяния древнегреческих цариц (с античной вазы). Знаменитая работа Джулио Феррарио, изданная в Милане в 1816 году

— племянница «беззлобного правдолюбца» Нерея — не могла не унаследовать прекрасный характер, силу духа и прочие достоинства. Значит, все обещало ей прекрасное будущее. Она могла стать царицей, наделенной несказанной внешней и внутренней красотой. Причем, царицей просвещенной — устремленной к душевной чистоте, наделенной высокими духовными свойствами, способной на великие свершения во имя Света, Добра и Правды.

Возможно, в дальнейшем так оно и было бы,
не случись того, что случилось…


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал греко-этрусских ваз.
Проект Лео фон Кленце. 1836

Медуза могла бы жить, и жила, в царских хоромах, полных изысканных вещей, что дарят чувство наслаждения и самым высоким, и самым малым. То, что такая жизнь не будет вечной, вряд ли бы ее особенно смущало. Кто думает о невзгодах, когда он счастлив?

Но беда уже в двери стучалась.
Богиня Афина родилась…
Родилась та, которую назовут «горгоноубийцей».


Античная ваза. «Рождение Афины из головы Зевса»

Не могу не напомнить еще один миф…

Богиня Афина рождена была самим Зевсом. Мойры — Богини судьбы — открыли Зевсу тайну, что сын, рожденный его супругой Метис — Богиней разума, свергнет его с престола и отнимет власть над миром. Испугался великий Зевс, и, чтобы избежать грозной судьбы, усыпил Метис ласковыми речами и проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь Афина.

Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Он призвал своего сына Гефеста и приказал, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума, разрубить себе голову. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, и вышла из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп.

Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.

Почему Зевс держит в руке ликторский пучок с лабрисом?
Ведь это — средство расправы над… Сыновьями тоже,
проявившими неучтивость по отношению к отцу?

Другое важнее понять. И что же, Богиня Афина стала воплощением чистого разума, без примеси чувств — женских? Никоим образом: она украсила свою божественную мудрость женскими страстями, как коня жемчугами…

Афина не терпела тех, кто мог соперничать с нею,
особенно в красоте, а тут — Медуза..

О красоте Медузы Богиня Афина узнала
и начала думать, как соперницу погубить…


Античная ваза. Сюжет — «Геракл и Лернейская гидра

Возможно, мысль, как отмстить своей сопернице, подал Богине Афине Второй подвиг Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Ввожу дополнительные сведения…

Недалеко от Аргоса находилось обширное Лернейское болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зелёную лужайку, с шипением и свистом выползало из трясины девятиголовое чудовище — гидра, обвивалась своим змеиным хвостом вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.

Царь Еврисфей приказал Гераклу уничтожить Лернейскую гидру. Геракл отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Доехав до болота, Геракл зажёг факел и отважно зашагал вперед — к чудовищу.

Гидра была сыта и дремала. Геракл стал пускать в неё горящие стрелы. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.

Но едва стекала из раны чёрная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. Скоро Геракл был окружён словно живым кустом шипящих голов, и все они тянулись к нему, разевая кровавые пасти.

И он позвал друга Иолая, дал ему факел и велел жечь огнём рану, чтобы уже не вырастали новые головы. Скоро последняя голова гидры скатилась в болото. Но она не хотела умирать и, лёжа на траве в крови, поводила злыми глазами, в немой ярости разевая пасть. Гераклу пришлось вынести её из болота и зарыть в землю, чтобы она не причинила кому-нибудь зла.

В чёрной крови Лернейской гидры Геракл смочил концы своих стрел, и они стали смертельными — никакая сила не могла исцелить того, кто был поражён такой стрелой.

Сколько поучительных сведений содержал миф,
буквально предлагающий ввести в игру змей —
подвластных Богине Афине существ…


Античная ваза. «Убегающая Медуза горгона»

В жизни Медузы события развивались следующим образом: красавицу несравненную увидел Бог морей Посейдон и начал преследовать ее своей любовью. Медуза убегала, пряталась, скрывалась, но… Пусть Овидий продолжит рассказ…

“Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы
Царь зыбей. И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой
Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волосы обратила Горгоны».

Якобы разгневанная осквернением своего святилища Богиня направила на жертву Бога морей щит, отполированный до зеркального блеска. Превратив роскошные волосы в змей, изгнала Медузу из своего храма, и всех других храмов тоже, на вечные времена. Как вы думаете, Афина (Минерва) щепетильно целомудренна, либо завистлива и вероломна?!

Трагедия «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 443 году до н. э., негативный образ горгон закрепила. Говорит Прометей
сначала о граях, потом о горгонах…

Тебе открою, Ио, путь скитальческий,
Впиши его в дощечки горькой памяти,
Пройдя поток, материки разрезавший,
На солнечный, палящий поверни восток!
Прибой минуй бурлящий моря! Знойные
Поля Кисфены встретишь ты Горгонины,
И трех Форкид, седоволосых девушек,
На лебедей похожих. Глаз один у них
И зуб один. К ним луч не проникал еще
Дневного солнца и ночного месяца.
А по соседству три сестры крылатые
Живут. Горгоны, в косах — змеи, в сердце — яд.
Кто им в глаза заглянет, в том остынет жизнь!

Оговорила Афина и горгон, и грай! Оговорила, даже титаны в ее навет поверили. Грайи остались «седоволосыми девушками, на лебедей похожими». Все три горгоны в чудовищ превратились, злонамеренных и смертельно опасных.


Оборачивание прекрасного ужасным свершилось!

Афина за красоту наказала лишь Медузу. Старшие ее сестры — Сфенно и Эвриала — разделили ее участь по собственной воле, не подумав, что их удел будет пострашнее: им придется метаться в этом ужасном облике Вечность.

Все тело ужасных горгон покрывает чешуя. Рыбья!
Медные руки с когтями у трех сестер. Скрюченными!
Вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Опасные!
Изо рта торчат острые, как кинжалы, клыки. Длинные!
Губы их красны, будто измазаны человечьей кровью!
Глаза горят яростью, налиты злобой чудовищной!

На крыльях золотых носятся горгоны по белу свету.
Горе, о горе ждет человека, встретившегося на их пути!
Разорвут на части медными руками!
Выпьют кровь жадными устами!

Особенно зла младшая из горгон — Медуза — Властительница.
Она умерщвляет людей взглядом. Посмотрит — и все:
живой человек окаменевает, становится холодным камнем.
У-у-ужас… Отвернитесь, не смотрите, не то…

Не пожалела Афина красок, чтобы уничтожить
ни в чем неповинную Медузу.
Скажете, это тоже титаномахия,
только на женском фронте разыгранная?
Богиня вступила в борьбу с титанидой — не честную?
Похоже…

В чем причина?


Причина, думаю я, кроется в СВАСТИКЕ…

Свастика в санскрите — наименование символа,
изображающего крюковой крест. То — «руки бога» Савитара, упорядочивающего Мир по осям и по сторонам света: Восток — Север — Запад — Юг. Упорядочил — и все: гармонизация Мира в Пространстве состоялась. Если еще и бежать по солнечному кругу, то Мир упорядочится и во Времени: Вчера — Сегодня — Завтра.

ВОСТОК — СЕВЕР — ЗАПАД — ЮГ. И СНОВА…
ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА. И СНОВА…
ВРЕМЯ БЕЖИТ В ЗАСТЫВШЕМ, КАК ДОЛЖНО, ПРОСТРАНСТВЕ.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ДЕЯНИЕ БОГОВ СОХРАНЯЕТСЯ.

О, крылатые девы — горгоны!


Древнегреческая чаша с солярной свастикой, рыбами и осьминогом.
Ок. V в. до н.э. Сицилия.

В рисунке чаши в одно целое объединены два символа — свастика (по торцевому кругу чаши) и рыбы. Здесь рыбы, известные своей плодовитостью, увлекаются в глубину моря вихрем направленного на них осьминогом потока энергии.



Здесь свастика утверждает:
БЛАГО ВО ВСЕЛЕННОЙ НЕИСЧЕРПАЕМО ВО ВРЕМЕНИ…

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Здесь хорошо виден волнообразный свастичный орнамент, идущий по торцевому кругу чаши. В центре — тоже свастика, шестиволновая, и тоже направленная слева направо, то есть в знак благополучия “отворачивается от левой стороны”. И здесь рыбы, известные своей плодовитостью, вовлекаются в движение вихрем направленного на них потока энергии.

Главное в изображении — число ТРИ:
изначальное ПРАЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ.
Здесь оно усилено числом ШЕСТЬ:
ПРАЧИСЛОМ СОЧЕТАНИЯ ДЕЙСТВИЯ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ.
Это сочетание утверждает:
ВСЕЛЕНСКОЕ БЛАГО ЗАЩИЩЕНО ОТ ВТОРЖЕНИЙ ВРАЖДЕБНЫХ.

О, крылатые девы — горгоны!
Исполнение вашей миссии — гарант Вселенского блага!


Архаические (этрусские) клыкастые и пучеглазые Горгоны в окружении
стоящих крылатых львиц или сфинксов. Гидрия из Вульчи. 540-530 до н.э.

Орнамент вазы в архаичном стиле представляет собой многоуровневую горизонтальную концентрическую композицию, выполненную с соблюдением строгой симметрии. Уровни кругов — уровни миров по вертикали, на которые распространяются Блага, или которыми они поддерживаются. Симметрия — неизменность обещаний, их данность, что определена сердечным бескорыстием древних Богов.

В центре, по-видимому, — уже Медуза с разверстыми глазами, не то широко улыбающаяся, не то ощерившася, с языком и даже клыками. Справа и слева от нее — Пантеры (Львы, Сфинксы?) и орлы, что-то пожирающие. Ниже — не то павы, не то фазаны. В любом случае, все эти существа символизируют обретение Благополучия и его утрату.

ИЗОБРАЖЕНИЕ УТВЕРЖДАЕТ :

Медуза —
защитница, охранница, повелительница времени,
отвечающая за круговращение благ в природе.

Перенос смыслов состоялся. Идея смертельной опасности чудовища не поддержана. Злокозненные намерения Афины не осуществились — пропали даром. Если не принимать во внимание чувства Медузы, не то оговоренной, не то на самом деле ставшей змееволосой.


Что охраняли горгонейоны?
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ?..Известно, вся повседневная жизнь древнего эллина пронизана искусством. Не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей художественного уровня - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, мебель, керамические сосуды, на которых представлен весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Горгонейоны в этом ряду играли важную роль, так как в них видели не только изображение, украшающее предмет, но и амулет охранного смысла.Афинянин пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце. Затем, попотчевав себя кубком вина и куском хлеба, выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра.Вопрос — «Что слышно?», имел большой смысл, так как не было других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события.Все легко вступали в общение, обращались друг к другу на «ты»: различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.


Многие полдня проводили в Народном собрании, судах и других государственных учреждениях.

Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, самому выйти на трибуну и выступить с речью против того, что не нравится, голосовать — все это позволяло ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений.

В полдень, называемый «временем, когда рынок полон», гражданин, выбирал себе по вкусу что-нибудь на обед из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов. Купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине (гинекее).

Отдохнув после обеда, афиняне шли в гимназию или палестру, чтобы заняться спортом, подискутировать на философские темы, обсудить политические события и пр. Из гимназий выросли знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы…


В переводе с греческого понятие «симпосиум» означает «питие возлежа». На симпозиумах присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, а на улицах несли дозор лучники. На другой день все начиналось снова в том же — заведенном — порядке.

Может быть горгонейоны становились амулетами, подтверждая неизменность временного цикла: Утро — Полдень — Вечер — Ночь и снова, и снова?.. А горгон греки считали «защитницами», «охранницами», «повелительницами» Времени? Это вполне им под силу, ибо, по природе своей, они представляют собой воздушную стихию, что находится в непрерывном, непрекращающемся движении.


Воздушная стихия не имеет пространственных ограничений: она свободна. Поэтому, Медуза горгона защищала, охраняла не только мир греков, не только управляла их суточным временем, она была настоящей древней титанидой с огромным перечнем обязанностей и полномочий. Деятельность Медузы носила космогонический характер…

Медуза бежит по ободу чаши — Вселенскому кругу — и стоит неподвижно, судя по уравновешенности ее крыльев и композиции в целом относительно вертикали.

Медуза — вселенская константа,
утверждающая неизбывность движения времени
и происходящих в нем изменений.

Солярные знаки определение подтверждают и уточняют. В круг вращения входят концентрическое небо с девятью планетами и четырехчастная земля, скоординированные относительно друг друга по диагональному кресту. Птицы — дружеские воздушной стихии силы — придают и устойчивость фигуре, и не мешают движению. Свастика — древнейший символ вечного круговращения Вселенной, знак солнца, жизни, света. Здесь свастика — еще и знак благополучия, ибо движется слева направо, “отворачиваясь от левой стороны”.

Всему и вся — от Богов до людей — Медуза горгона помогала,
только самой себе противостоять навету не помогла.
Много было дел?.. Уставала?..


Античная ваза. «Афина вручает Ахиллу щит победителя»

У древних греков была и трехлучевая свастика, лучи которой завивались относительно центра в виде спиралей. Называлась она «трискеле». Любопытный вариант трискеля — трёхлучевой свастики — был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах.

Здесь показан сюжет из Троянской войны. Богиня Афина, скрыв лицо под маской, появляется на поле боя, чтобы вручить щит победителя Ахиллу — герою, который находится под ее покровительством. Рядом с нею стоит Гермес, сопровождавший ее во многих сложных заданиях.

Внизу простерто тело погибшего Гектора, достойного во всех отношениях героя. Лучший из лучших убит, и все потому что Афина покровительствует эллинам, а не троянцам. И происходит эта резня по одной и той же, уже проявившей себя в истории с Медузей причине: троянский принц Парис не признал Афину первой красавицей. Самой первой! И все тут!

О, женщины!
Даже самые умные!


Античная ваза. «Афина-воительница со щитом»

Здесь у Афины другой щит — с шестилучевой свастикой. Три луча — львы: символы Высшей силы и власти. Три других луча — птица, крылатый конь Пегас и, по-видимому, осел, тоже крылатый. Все трое — символы сверхскоростного движения и выносливости. В центре — Медуза горгона с мертвящим взглядом.

Соответственно, изображение на щите утверждает:
Богиня Афина — Властительница, сопротивляться ей бесполезно.
И весть это разносится по всем пространствам-временам.

А Вселенские блага?
Подчинение Афине — гарант Блага!

Если просмотреть многие изображения, то выяснится, что не змеи-волосы, а именно высунутый язык является устойчивым признаком существ в центре горгонейонов. Высунутый язык — обозначение ярости, угроза нападения. В этом есть отголоски наидревнейших представлений, например, о Богине-Матери: воплощении смертоносного и жизненного начала. Отсутствие языка в изображении человеческих существ и зверей свидетельствует о немоте, бездействии, безразличии ко всему, кроме собственного существования. Миф о Медузе, в сравнении с подобными представлениями, очень молод, хотя и неотрывен от них.

А может быть, в зеркале с Горгоной высунутый язык показан, как насмешка над неудавшейся попыткой Афины полностью Медузу победить? Превращением чуда в чудовище, вид которого должен всех пугать, Богиня лишь удовлетворила свою зависть. Никто особо не испугался: чудо-чудовище в Мире людей продолжало исполнять изначально-высокую миссию Охранницы, Защитницы, Повелительницы.

Медуза — одна из трех дочерей Форкуса и Кето (ее сестры — Сфено и Эвриала), известная также под именем Горгона. Согласно «Теогонии» Гесиода, Горгоны были сестрами Грайи и жили в месте темном, за гранью ночи, где-то за пределами Океана.

О рождении Медузы Горгоны известно очень мало, зато существует несколько вариантов историй о ее смерти. Самая знаменитая из них — легенда об убийстве Медузы от рук Персея (этот момент детально описан в «Метаморфозах» Овидия).

В своем произведении Овидий описывает Медузу, как очень привлекательную девушку. Однажды своей красотой Медуза пленила Посейдона и бог, воспользовавшись своей силой, лишил девушку невинности в храме Афины.

Богиня так разгневалась на своего брата, бога морей, что превратила волосы Медузы в страшных змей, и наделила несчастную девушку ужасным свойством: все, кто пристально смотрели Медузе в глаза, превращались в камень.

Медуза в мифологии и легендах

Гесиод в своей «Теогонии» рассказывает о том, как Персей отрубил Медузе голову и из нее вырвались Теогонии. (Он рассказывает о том, как Персей отрубил голову Медузы, и из ее крови вырвались Хрисаор — гигант, родившийся с золотым мечом в руках, и — крылатая лошадь).

В мифе о Персее герой был отправлен Полидектом, царем Серифа, за головой Медузы. Царь знал о способностях Горгоны превращать людей в камни и хотел таким образом избавиться от Персея, который стал серьезным препятствием на пути к завоеванию Полидектом сердца Данаи — матери героя.

Царь был уверен, что его приказ обречет Персея на верную смерть, однако на протяжении всего пути, герою помогали боги Олимпа (напомним, что Персей был сыном ).

Персей получает от Аида подарок — шапку-невидимку, от Гермеса — летающие сандалии, от Афины — бронзовый щит с зеркальной проверхностью, а от Гермеса — меч. С этими дарами он с легкостью справляется с Медузой Горгоной и возвращается в Сериф с ее отрубленной головой.

Легенды гласят, что каждая капля крови с головы Медузы падала на равнины Ливии и превращалась в ядовитую змею.

Даже отрезанная голова Медузы имела огромную силу: так, Персей, попросив пристанища у титана Атласа и получив отказ, достает из мешка голову Горгоны и превращает не гостеприимного титана в гору.

Голова Медузы также пригодилась герою при спасении Андромеды — дочери царя Эивопии Кефея и его жены Кассиопеи.

Андромеда должна была быть принесена в жертву морскому чудовищу Кетею, во имя исполнения наказания за то, что мать девушки была более красивой, чем Нереиды.

Упоминания о голове Медузы и ее свойствах превращать все в камень встречается в мифах не раз.

В конце концов голова Горгоны достается Афине, которая «вооружается» ей каждый раз, когда она идет в бой.

Медуза Горгона в искусстве

Несмотря на то, что Медуза считается страшным чудовищем, ее голова часто защищает и спасает людей, наделяется функциями некоего амулета. Именно поэтому образ Горгоны довольно часто встречается на греческих и римских артефактах: щитах, нагрудных знаках мозаиках (на нагруднике была изображена Медуза).

Также она изображалась на монетах. В современном мире самый известный образ Горгоны принадлежит модному дому Versace (модельеры уверены, что голова Медузы символизирует синтез красоты, искусства и философии).

Изображение Горгоны появляется в нескольких художественных и архитектурных сооружениях, включая фронтоны Храма Артемиды (приблизительно 580 г. до н. э.) В Корче сохранилась мраморная статуя Медузы (сейчас она находится в археологическом музее Пароса).

Очень часто Медуза изображалась на торцевых частях кораблей. Считалось, что ее образ защищал мореплавателей от буйства стихии и гнева богов (этот сюжет был характерен для римского периода).

Чуть позже голову Медузы можно будет встретить в римских мозаиках, а во время Французской революции ее часто изображали на мечах — она символизировала свободу.

Образ Горгоны встречается в кино (в 1964 году голова чудовища стала центральным образом в британском фильме «Горгона»).

Также голова Медузы появляется на флаге Сицилии и флаге маленькой деревушки в Чехии — Дохалице. Многие художники также обращались к образу Медузы Горгоны: самые известные полотна, изображающие мифическое чудовище, принадлежат перу Рубенса, и .

Написал маслом на холсте картину, посвященную Медузе. Бенвенуто Челлини создал в 1554 году бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы», а в 1590 году Губерт Герхард повторил мифологический мотив в своей бронзовой статуе « и Медуза».

Медуза также часто встречается и в современной культуре: видео- и компьютерных играх, мультфильмах и т.п. Кроме того, персонаж был увековечен в песнях UB40, Энни Леннокса и группы Anthrax.

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами.


Сила и красота Горгоны

Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Появление образа Медузы Горгоны

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза — женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины — эгидой, на котором была изображена голова Горгоны. Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны — Стено и Эвриала — чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей. В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы — крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.


Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Развитие мифов о Горгоне

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца — Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель — благотворная, обладающая целительными свойствами, другая — яд из змеиного тела. Здесь, как и у Пиндара, Медуза — существо двойственное.

Овидий о Медузе

Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей. Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее-волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.


Медуза Горгона — мифология

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон — Грей — было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы — Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея.


Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой. Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение — самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.


В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов.

После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды. И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.
Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым.



превращение в камень «дурным взглядом» — мифы народов мира

Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.
Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты-горгонейоны.


Как выглядит Медуза Горгона?

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров — предметов с таким изображением — знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным — практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», — писал Гете. Эту маску иногда называют Медузой Ронданини.


Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы-чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти. Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели.

Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии.

Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам. Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство.


Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды. Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой.

Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия. Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает.



Негативная оценка образа Медузы

Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.
Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, — Лауры-Афины — олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини

— непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.


Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза — существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона — не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.


Медуза Горгона в произведениях искусства

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой — Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д’Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако.


В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами. Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из-за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.
На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза — Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.


Новый взгляд на историю Медузы

Сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.


Медуза Горгона в современной литературе

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище — Медузу. В какой-то момент герой понимает, что он — не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше — герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое-кто может предположить, что мифы — отражение заблуждений древности. Скорее они — зеркало человеческой души.











Древней Греции. Историю об этом чудовище знают многие, так как современный кинематограф довольно часто использует ее образ для создания антигероев. А голова Медузы, покрытая змеями, и вовсе стала символом антипатии и уродства. Вот только Горгона не всегда была такой злой и страшной, ведь родилась она настоящей красавицей.

Рождение горгон

Согласно первоначальной версии, все горгоны (а их было три сестры) родились от запретного союза хтонических божеств моря Форкия и Кето. При этом все дочери унаследовали от родителей мистические силы, что ставило их на один уровень с полубогами. Например, обладала удивительной способностью превращать любые объекты в камень.

При этом миф гласит, что две старшие сестры были бессмертными и лишь младшая могла умереть от рук обычного человека. И нетрудно догадаться, что самой юной как раз и была Медуза. Куда более любопытно то, что Медуза - это имя девушки, которое ей дали при рождении. Лишь спустя много веков, после появления мифа об этом существе, ученые назовут прозрачного обитателя морских глубин в честь ужасающего монстра.

Почему голова Медузы Горгоны покрыта змеями?

Медуза была самой красивой из сестер. Из-за этого многие боги и полубоги засматривались на нее. Однако сердце красавицы было неприступным, и она отвергала всех своих ухажеров. Но однажды, Медузу заметил повелитель морей и океанов Посейдон. Неодолимая страсть загорелась в нем, и он решил насильно овладеть телом девушки.

Узнав об этом, Медуза Горгона укрылась в надеясь, что грозная воительница спасет ее. Увы, надежды красавицы не сбылись. Богиня не услышала молитв, и Посейдон, ворвавшись в храм, овладел ею прямо на священном алтаре. Напуганная девушка молила и молила Афину о спасении, и наконец-то та услышала ее призыв. Но вместо помощи, Медуза узрела гнев ревностной боги, которая пришла в ярость оттого, что ее алтарь был осквернен.

Афина решила, что виной всему красота девушки, которая приманивает мужчин. И в тот же час голова Медузы покрылась бесчисленным количеством уродливых змей. Таким образом, богиня не только не спасла горгону, но и навсегда искалечила ее жизнь.

Смерть Медузы Горгоны

В греческой мифологии есть много историй о Персее, земном сыне бога Зевса. Одна из них гласит о том, как этот юноша захотел жениться на дочери царя Полидекта - Данае. Однако правитель ненавидел Персея, а потому решил убить его. Он сказал, что только голова Медузы Горгоны докажет, что юноша достоин руки его дочери.

Несмотря на то что Персей был сыном бога, он явно уступал в силе чудовищу, которое могло превратить любого в камень. Поэтому помочь герою вызвались Гермес и Афина. Первый подарил Персею шлем, способный наделить своего владельца даром невидимости, а вторая - шит со встроенным во внутрь зеркалом.

Более того, когда персей пробрался в логово горгон, Афина подсказала ему, кто из них является Медузой. После этого между героем и чудовищем завязался бой. Главная проблема заключалась в том, что Персей не мог смотреть на горгону, а потому в сражении он использовал подаренный щит, с зеркалом. Такая хитрость ошеломила бестию, и в момент ее слабости, юноша отрубил ей голову. А шлем Гермеса позволил герою убежать из логова монстров незамеченным. И в итоге, Персей с головой Медузы в мешке, смог прийти к царю Полидитку целым и невредимым.

Последствия смерти Медузы

Если верить мифам, то после гибели Медузы из ее тела появился крылатый конь Пегас и юноша с золотым мечом Хрисаор. Древние греки верили в то, что это были дети Посейдона и юной горгоны. К тому же проходя сквозь пески Ливии, Персей не заметил того, что голова Медузы постоянно кровоточила. И там, где падали капли, впоследствии появлялись змеи, ставшие настоящей карой для жителей этой пустыни.

Также предания гласят, что даже после смерти голова этого чудовища могла превращать любых существ в камень. Благодаря этому Персей смог победить матерь всех горгон Кето, а также превратить в камень титана Атланта, державшего на своих плечах небо. Примечательно то, что в конце своего пути герой так и не женился на Данае. Его супругой стала дочь царя Кефея - Андромеда.

Значимость в культуре

Цикл историй о сыне Зевса стал одним из самых популярных в Древней Греции. Поэтому не удивительно, что статуя Персея с головой Медузы Горгоны стала излюбленным украшением для многих домов того времени. Даже сегодня во многих музеях Греции есть прекрасно сохранившиеся скульптуры, изображающие данную сцену из мифа.

К тому же образ Медузы Горгоны неоднократно использовался в литературе и кинематографе. Правда, в большинстве случаев ее изображали как злого персонажа, забывая о том, что Медуза стала чудовищем не по своей вине, а лишь потому, что ей не повезло родиться красивой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то