Русский характер, или житие протопопа аввакума. Неистовый протопоп и основоположник русской прозы

Знаменитый в будущем проповедник, Аввакум Петров, родился в семье священника, любившего «питие хмельное». Очевидно, глубокое религиозное чувство привила ему мать, ушедшая в монастырь после смерти мужа.

Семнадцати лет Аввакум женился на дочери кузнеца. И все бы хорошо, но... Вскоре по неизвестным причинам молодой муж был изгнан из родного села. Перебравшись в другое село Нижегородского края, он пошел по стопам отца и в 1642 году был рукоположен в дьяконы, а через два года - в священники.

Попом Аввакум был белым, то есть имел право жениться. Попадья, кроткая Настасья Марковна, подарила мужу многочисленное потомство.

Издавна велось на Руси жить многим попам не токмо молитвами, но и трудом праведным. Наш поп был не исключение. Сам пахал, сам сеял и жал. А по субботам в сельской церкви пел всенощную, по воскресным дням - обедницу.

Прихожане чтили своего священника. Да и как не чтить. Голос у него звонкий, ум острый. Слово Божие истекает из его уст, аки сладкая вода. К тому же хозяин справный, пример с него брать можно.

Жить бы поживать нашему попу, да больно любознателен и ершист. Несмотря на свое церковное сладкоречив, не нашел он общего языка с местной боярской властью. Вынужден был с женой и новорожденным сыном покинуть родные края и податься в Москву. Потом он, правда, вернулся, но не надолго. Хотя и заручился Аввакум в стольном граде поддержкой царского духовника Стефана Вонифатьева, но видятся ему уже иные духовные дали. Ведь в Москве он сблизился с членами кружка Ревнителей Благочестия. Единомыслие ревнителей благочестия усиливает нравственный смысл его проповедей.

Суров блюститель нравственности Аввакум. Оттого и нелады у него с боярством и боярскими прихвостнями.

Оставив в Нижегородском крае семью, отправляется Аввакум в очередной раз в Москву и начинает служить в Казанском соборе, настоятелем которого является его покровитель Иван Неронов.

Неронов и Аввакум речи произносят горячие. Не страшатся обличать и воеводу Федора Шереметьева, и высокое духовенство за развращенность, пьянство и мздоимство.

Первым поплатился Неронов. Сам патриарх Никон сорвал у него с головы скуфью, после чего бывший настоятель Казанского собора был брошен в темницу Спасокаменного монастыря.

Когда Неронов стал опальным по причине неприятия никоновских нововведений и своих обличительных проповедей, Аввакум подхватил пошатнувшуюся хоругвь и возглавил борьбу с реформаторами. Отказавшись служить в Казанском соборе по новому обряду, он демонстративно переносит службу во двор дома Неронова. Здесь во время всенощной Аввакум был схвачен патриаршим дворянином Борисом Нелединским. Стрельцы сволокли его в кремль на патриарший двор и посадили на цепь. Затем был крепко бит мятежный протопоп. Избитого до полусмерти, в цепях бросили его в телегу и повезли в подземную темницу Андроньева монастыря. В темнице морили голодом и снова люто били.

Не добившись покаяния от упрямого ревнителя благочестия, патриарх Никон указал вести протопопа в Сибирский приказ.

Осенним днем 1653 года начальник Сибирского приказа князь Алексей Никитич Трубецкой в присутствии двух дьяконов объявил протопопу Аввакуму, что за свои великие беспутства ссылается он в город Тобольск.

Какое-то время Аввакум служит в Тобольске протопопом Вознесенской церкви, но в результате доносов приговаривается к ссылке на Лену, которая вскоре заменяется ссылкой в Забайкалье, на границу Монголии. В ссылке умерли двое его сыновей.

Несмотря на весь трагизм своих сибирских скитаний, Аввакум не пал духом. В Сибири и родилась его слава как героя и мученика за правду. Молва о нем дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович, отец будущего Петра I, решил склонить Аввакума на свою сторону и вызвал его из ссылки.

С Ярославской дороги подъехал к Москве протопоп со всем своим семейством, а семейство было немалым - дочери Аграфена, Акулина, Ксения, сыны Иван да Прокоп.

Благослови, отче честный! - сказал царь, обращаясь к бывшему ссыль-нику.

Приняв благословенье, повел неспешный разговор, предложил в Новодевичий монастырь попом поставить.

Льстит Москва протопопу, щедрыми милостями манит, словно искупая великие обиды.

Растет слава протопопа. А вместе с ней растет и зависть, растут царские опасения, что протопоп может стать духовным наставником врагов монархии. Гневается государь, которому в гордыне своей поп обещает царство немятежное, ежели тот внимать будет его, Аввакумову, слову. Тревожит государя и то, что Аввакум зачастил к боярыне Морозовой, на дворе коей много пришлого люда крутится. Нешто царю такие пастыри нужны? Быть протопопу в новой ссылке!

И вновь поволокли стрельцы протопопа со всей семьей по Ярославской дороге в Вологду, а оттуда в Холмогоры.

В холмогорской земской избе написал Аввакум челобитную царю с просьбой не везти его семейство в далекие северные края, где от холода лютого все помрут. Смилостивился царь и заменил ссылку в Пустозерский острог на ссылку в Окладникову слободу, что ближе к Холмогорам.

Спустя полтора года Аввакум опять появляется в Москве, где в это время проходит Собор с участием представителей восточных церквей.

Собор 1666 года был исключительно из чернецов, то есть монахов; белых священников на Соборе не было.

Аввакума на Собор не приглашали, а востребовали для суда. Двенадцать недель он просидел в ожидании суда на цепи в монастыре в Боровске. Наконец его представили в патриаршью Крестову палату, где заседал Собор под председательством митрополита Новгородского Питирима.

Протопоп был осужден.

В Успенском соборе с него сорвали облаченье под пенье стихиры: «Се Иуда оставляет Христа, шествует ко диаволу». Раскольник предается анафеме. Над его головой звенят ножницы. Падают волосы. Аввакум расстригается.

На следующий день посадили его на телегу и повезли в Николо-Угреши, в монастырь, что поставил еще Дмитрий Донской. Семнадцать недель прожил он там. Потом отвезли его в Боровск к святому Пафнутию в тюрьму. Приковали цепью к стене. Около года томился бедолага в тюрьме в ожидании еще одного суда - суда вселенских патриархов. Тем временем в Москве разгоралась ссора между царем и патриархом Никоном.

Никон рано вступил в монашество, которое закалило его дух и сделало пылким проповедником. Своей способностью влиять на людей он приобрел доверие царя Алексея Михайловича, который сделал сорокасемилетнего Никона всероссийским патриархом. Это был человек сложного характера: капризен, вспыльчив, честолюбив. Но он же умел производить на людей громадное нравственное впечатление. Его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагов, если замечал в них желание пойти ему навстречу. Однако с упрямыми врагами был жесток и беспощаден.

В ноябре 1666 года была завершена подготовка к церковному собору с участием представителей восточных церквей. Среди приглашенных числились патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, коих звал царь Алексей на Москву, дабы они Никона с патриаршества убрали. Приехали только двое - патриарх Александрийский и патриарх Антиохийский. Турецкий султан, косо смотревший на поездки своих подданных в Москву, не разрешил ехать туда патриарху Константинопольскому. Иерусалимский патриарх пытался пробраться в Москву, но в те смутные времена это ему не удалось.

Священный Собор открылся утром 1 декабря 1666 года в Столбовой избе. Царь обвинил Никона в том, что тот бросил церковь вдоветь на целых девять лет, что в результате его действий возник церковный раскол, вспыхивают мятежи и вообще творится неладное в Русском государстве.

Суд был скор. Александрийский патриарх Паисий, он же Судия Вселенной, завершая судебную процедуру, провозгласил:

По изволению Святого Духа, по власти моей вязать и разрешать постановляем - Никон отныне не патриарх, священнодействовать не может, он просто монах Никон.

С бывшего патриарха сняли клобук и панагию. Затем монаха Никона стрельцы увезли на Земской двор, откуда 13 декабря его отправили в заточение в Ферапонтов монастырь.

Прошло около полугода и наступил черед Аввакума. 17 июня он предстал перед судом Вселенского Собора. Заседание проходило там же, где был низложен патриарх Никон.

Восточные владыки осудили Аввакума, прокляли и предали его еще раз анафеме, а вместе с протопопом прокляли и отлучили от церкви всех тех, кто смел стоять за исконное предание в вере.

Царским указом от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в низовье реки Печоры, в Пустозерский острог, где ему предстояло пробыть пятнадцать лет в земляной тюрьме. Здесь он возьмется за перо и через верных людей начнет распространять свои «сказки» по всей Руси. Пламенные призывы этих писаний будут способствовать Соловецкому восстанию, будут тревожить людские души.

В 1682 году в Москве собрался очередной церковный Собор. На Соборе было принято решение сжечь четырех узников Пустозерского острога за их возмутительные послания, за хулу на царский дом.

4 апреля 1682 года на площади Пустозерска поставили четыре сруба, набив их соломой и дровами. Согнали народ и привели узников. Аввакум благословил народ двумя перстами. У других приговоренных к смерти правые руки были отрублены, и они только кивали народу головами и что-то мычали.

Осужденных затолкали в срубы и привязали там. Затем стрельцы торопливо разожгли огонь. Медленно загорелось дерево срубов, повалил дым...

Зело противоречив был протопоп. К тому же склонен был к ереси: любо было ему еретическое учение о снисхождении Христа в ад; рай же в представлении мятежного священника наполнен вполне земными благами. Умел ценить раскольник и посюстороннюю жизнь, хотя она его и не миловала.

Внимающим ему он говорил, что все в мире «наделано для человеков». И в то же время не понимал смысла в расцвете науки и распространении просвещения, метал в адрес новомодных идей громы и молнии. Западные ученые-книжники виделись ему в качестве тех, кто покушается на нерушимость старых обычаев и порядков.

В начитанности ему не откажешь. Его письма и послания свидетельствуют о высоком мастерстве «плетения словес».

Самым знаменитым произведением Аввакума является его «Житие», где он размышляет о своей жизни, о сложных и простых «материях». Считается, что это «Житие» - первый опыт законченного психологического автопортрета в старорусской литературе.

Будучи воспитанным на теории «Москва - третий Рим», Аввакум свято верил в высокую духовную миссию Руси и не желал признавать превосходство греческой церкви, которая не смогла сплотить византийцев для отпора врагам-иноверцам. Масла в огонь подливало и то, что греческая церковь попыталась в первой половине XV века объединиться с католической церковью. Аввакум и другие «ревнители благочестия» опасались вторжения на Русь ненавистной им «латинской ереси», оскорбляющей их чувство национального достоинства. Борьба с новогреческой книжностью, «латинской ересью» и западноевропейской образованностью подчас принимали уродливые формы. Все это было, и от этого никуда не денешься. Историю не переписать. Примем Аввакума таким, каким он был. Поймем это и пойдем дальше. На этот раз наш путь будет пролегать по западным землям некогда единого Отечества.

ПРОТОПОП

то же, что протоиерей

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОТОПОП в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОТОПОП в Большом энциклопедическом словаре:
    обиходное название …
  • ПРОТОПОП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    старший священник (поп, иерей). Устаревшее название протоиерея …
  • ПРОТОПОП
    старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX столетия, название протоиерея, в качестве настоятеля. П. в уездах и губерниях всегда …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. То же, что протоиерей. Протопопский - относящийся к протопопу, …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Прежнее название протоиерея. II прил. протопопский, -ая, …
  • ПРОТОПОП в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОТОП́ОП, обиходное назв. протоиерея …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX столетия, название протоиерея, в качестве настоятеля. П. в уездах и губерниях …
  • ПРОТОПОП в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    протопо"п, протопо"пы, протопо"па, протопо"пов, протопо"пу, протопо"пам, протопо"па, протопо"пов, протопо"пом, протопо"пами, протопо"пе, …
  • ПРОТОПОП в словаре Синонимов русского языка:
    протоиерей, протопресвитер, …
  • ПРОТОПОП в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. То же, что: …
  • ПРОТОПОП в Словаре русского языка Лопатина:
    протоп`оп, …
  • ПРОТОПОП в Полном орфографическом словаре русского языка:
    протопоп, …
  • ПРОТОПОП в Орфографическом словаре:
    протоп`оп, …
  • ПРОТОПОП в Словаре русского языка Ожегова:
    обиходное звание …
  • ПРОТОПОП в Словаре Даля:
    протопресвитер, см. …
  • ПРОТОПОП в Современном толковом словаре, БСЭ:
    обиходное название …
  • ПРОТОПОП в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    протопопа, м. (разг. и старин. офиц.). …
  • ПРОТОПОП в Толковом словаре Ефремовой:
    протопоп м. То же, что: …
  • ПРОТОПОП в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. то же, что …
  • АВВАКУМ, ПРОТОПОП в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аввакум (Петров или Петрович) (1620 - 1682), протопоп города Юрьевца-Поволожского, вождь старообрядчества, …
  • АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской …
  • АВВАКУМ в Литературной энциклопедии:
    протопоп — один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды …
  • РАСКОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у …
  • НЕРОНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иоанн) — московский протопоп (1591—1670). С юношеских лет чувствуя наклонность к страннической жизни, Н. путешествовал из села в село, находя …
  • ВОНИФАТЬЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Стефан) — протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Его личный характер и направление его деятельности выясняются особенно из …

В нижнем течении реки Печеры, в 20 километрах от современного города Нарьян-Мар, когда-то был Пустозерский острог – первый русский город в Заполярье. Сейчас этот форпост освоения Россией Севера и Сибири прекратил свое существование.

Город был заброшен в 20-х годах прошлого столетия. Ни остатков крепости, ни жилых домов в здешних тундрах не сохранилось. Только высится странный памятник: из бревенчатого сруба поднимаются, подобно двуперстию, два деревянных обелиска, увенчанных навесом-голбцом. Это памятник «пустозерским страдальцам», сожженным по преданию на этом самом месте. Один из них – протопоп Аввакум Петров, одна из самых ярких личностей эпохи церковного раскола, священник, писатель, бунтарь и мученик. Какой же была судьба этого человека, приведшая его в дикий заполярный край, где он нашел свою смерть?

Приходской священник

Родился Аввакум Петров в 1620 году в семье приходского священника Петра Кондратьева в селе Григорове под Нижним Новгородом. Отец его, по собственному признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному», матушка, напротив, жизни была самой строгой и тому же учила сына. В 17 лет Аввакум по приказанию матери женился на Анастасии Марковне, дочке кузнеца. Она стала ему верной женой и помощницей на всю жизнь.

В 22 года Аввакум был рукоположен в диаконы, еще через два года – в священники. В молодости Аввакум Петров знался с многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии станет инициатором церковных реформ, приведших к расколу.

Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Повольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.

Противник Никона

Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.

Ссыльный

Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии – так называли в ту пору Забайкальские земли. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни. В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа. Не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.

Расстрига

Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.

Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск. За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.

Мученик

В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола - Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику и многие приемы более поздней русской литературы. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.

Старообрядческая церковь почитает протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.

Величайшим защитником старой веры был священномученик и исповедник протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в селе Григорово в семье священника Петра. Его земляками были патриарх Никон и епископ Павел.

Отец Аввакума рано умер. Воспитанием детей занялась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лет, она решила его женить. Тогда юноша стал молиться Богородице, прося себе жену – помощницу ко спасению.

Супругой Аввакума стала благочестивая девица Анастасия, дочь кузнеца Марка. Она любила поповского сына и молилась о том, чтобы выйти за него замуж. Так по взаимным молитвам они сочетались браком. Так Аввакум приобрел верную спутницу, утешавшую и укреплявшую его в тяжкую годину.

Из родных мест молодожены переселились в близлежащее село Лопатищи. По обычаю того времени сын священника наследовал служение отца, поэтому в 22 года Аввакума поставили диаконом, а через два года – иереем к церкви Лопатищ.

Молодой, но ревностный и правдолюбивый священник навлек на себя гнев сельских начальников, которым докучал заступничеством за сирых и убогих. Аввакума избили, а потом выгнали из села.

С женой и новорожденным сыном побрел поп в Москву искать защиту. Столичное духовенство тепло приняло Аввакума. Протопоп Иоанн Неронов представил его Алексею Михайловичу.

Получив охранную грамоту, Аввакум вернулся в Лопатищи, но здесь его ждали новые неприятности. И в 1652 году священник опять пошел искать правды в столицу. Здесь Аввакум был определен протопопом к собору небольшого города Юрьевца . Но и тут его ожидали гонения. Местное духовенство, недовольное строгостью молодого протопопа, натравило на него горожан. Едва избежав смерти, Аввакум снова ушел в Москву.

Когда в начале Великого поста 1653 года патриарх Никон разослал по храмам указ о введении новых обрядов, Аввакум написал челобитную в защиту древнего церковного благочестия и подал ее царю. Писание попало к патриарху, который велел схватить протопопа и посадить в темницу.

Никон хотел лишить Аввакума сана, но царь упросил не трогать своего знакомца. Тогда патриарх сослал священника с семьей в Сибирь, в город Тобольск . Осенью 1653 года с женой и чадами протопоп отправился в многотрудный путь.

В Тобольске Аввакум продолжил проповедовать, обличая и укоряя Никона. И вскоре из Москвы пришел указ: Аввакуму с семьей ехать в более строгую ссылку – в Якутский острог. Но на полпути протопопа нагнало новое повеление: идти в дальний поход с воеводой Пашковым.

Летом 1656 года отряд Пашкова пустился в путь. Для Аввакума началось самое тяжкое из выпадавших доселе испытаний. Казалось, он не выживет в этом аду: голод, холод, непосильный труд, болезни, смерть детей, воеводская немилость.

Но в 1662 году протопопу пришло разрешение возвратиться из ссылки. Два года священник с домочадцами добирался до Москвы. Видя, что повсюду служат по новым книгам, Аввакум расстроился. Тяжкие думы одолели его. Ревность о вере схлестнулась с заботами о жене и детях. Что делать? Защищать старую веру или все бросить?

Анастасия Марковна, увидев мужа понурым, встревожилась:

– Что опечалился?

– Жена, что делать? Зима еретическая на дворе. Говорить мне или молчать? Связали вы

меня! – в сердцах сказал протопоп.

Но супруга поддержала его:

– Господи, помилуй! Что ты, Петрович, говоришь? Я с детьми тебя благословляю. Дерзай проповедать слово Божье по‑прежнему, а о нас не тужи. Пока Бог изволит, живем вместе, а когда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай. Поди, поди в церковь, Петрович, обличай ересь!

Ободренный поддержкой любимого человека, протопоп всю дорогу до Москвы, по всем городам и селам, в церквах и на торгах проповедовал слово Божье и обличал нововведения Никона.

Весной 1664 года изгнанник достиг столицы. Вскоре слух о нем распространился по городу. Всеобщее уважение и внимание вызывали стойкость праведника, не сломленного тяготами ссылки, и величие его подвига.

Сам Алексей Михайлович принимал протопопа и говорил ему милостивые слова. Пользуясь этим, Аввакум подал царю две челобитные, в которых призвал отказаться от новых книг и всех начинаний Никона.

Твердость священника раздражала государя. И вскоре Аввакума опять отправили в ссылку. Сначала его с семьей повезли на север, в далекий Пустозерский острог . Но с дороги он отправил царю письмо, умоляя пощадить его детушек и смягчить наказание. Государь дозволил Аввакуму с семьей жить в большом селе Мезень близ Белого моря.

Весной 1666 года Аввакума под стражей повезли в Москву для суда на церковном соборе. Всем собором уговаривали протопопа признать новые обряды и примириться с их сторонниками, но он был непреклонен:

– Если и умереть мне Бог изволит, с отступниками не соединюсь!

После долгих споров о вере протопопа позорно лишили сана. Аввакум и три ревностных защитника православия (священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний) были приговорены к заточению в Пустозерском остроге. В декабре 1667 года страдальцы Христовы прибыли к своему последнему земному пристанищу, которым стала жуткая земляная тюрьма.

Много лет провел протопоп в мрачной темнице, но не пал духом. Искренняя вера и непрестанная молитва ободряли его. В Пустозерске, в холодной яме, в кромешной тьме, при багровом дымном свете лучины Аввакум писал многочисленные послания христианам, челобитные царю и другие сочинения. Здесь по благословению духовника, инока Епифания, взялся протопоп за свое прославленное «Житие».

Поныне в этих писаниях живо и громко звучит по всей Руси голос святого Аввакума:

– Станем, братья, добре, станем мужественно, не предадим благоверия. Хоть и покушаются никониане нас отлучить от Христа муками и скорбями, да статочное ли дело унизить им Христа? Слава наша – Христос! Утверждение наше – Христос! Прибежище наше – Христос!

В 1681 году протопопа обвинили в распространении писаний, направленных против царя и высшего духовенства. В Пустозерск пришел грозный приказ: «за великие на царский дом хулы» сжечь в срубе Аввакума и его товарищей. В Великий пяток – 14 апреля 1682 года – протопоп Аввакум, поп Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний были казнены.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то