Можно ли возместить намаз если пропустил. Как возместить пропущенные намазы? Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Как я могу возместить намазы, не совершенные мной ранее?

Намаз является обязанностью каждого мусульманина.

Как взятые в долг деньги необходимо возвращать вовремя, так же следует исполнять свой долг по отношению к намазу.

Намаз может быть пропущен умышленно, или же по уважительной причине. Умышленное невыполнение обязательного намаза вовремя считается большим грехом.

Нужно всячески сторониться этого. В случае такого проступка следует как можно скорее совершить пропущенный намаз, выполнив своё обязательство.

Потому что неизвестно, когда наступит наша смерть. Если она застигнет нас внезапно, мы будем вынуждены отправиться в потусторонний мир с невозвращённым долгом. Несмотря на то, что невыполненный вовремя намаз можно наверстать, и человек избавится от бремени его долга, необходимо отдельно покаяться в совершённом грехе и попросить у Аллаха прощения. Намаз, не сделанный по забывчивости, из-за сна или по уважительной причине, должен быть возмещён без промедлений, как только об этом вспомнили или после исчезновения препятствующих ему обстоятельств. Кроме того, есть ряд причин, по которым намаз пропускается без его возмещения, (например, в критические дни у женщин).

Шариатом требуется обязательное восполнение пропущенного обязательного намаза, а также намаза-витр, состоящего из трёх ракаатов и совершаемого после ночного намаза. Если был пропущен утренний намаз, то сунна восполняется до обеда вместе с фарзом. После обеда сунна не выполняется, возмещается только обязательный намаз. Не выполненные своевременно сунны, которые привязаны к определенному часу, также восполняются позже.

Например, если первые сунны полуденного намаза в мечети не были выполнены дабы не отстать от других верующих, то они выполняются отдельно после фарза и двух последующих ракатов сунн. Если первая сунна пятничного намаза не была сделана до хутбы - проповеди, то она выполняется как пропущенная после двух обязательных ракатов. Если первые сунны дневного и пятничного намаза были сделаны наполовину, то они возмещаются таким же образом в виде четырех ракатов. Сунны других намазов, привязанных ко времени, в случае их невыполнения своевременно не возмещаются. Например, если сунны третьего и ночного намаза не были сделаны перед фардом, то их не делают и позднее.

Пропущенные намазы делаются в том же виде, что и совершенные вовремя: утренний намаз - 2 раката, полуденный - 4, предвечерний - 4, вечерний ¬- 3, ночной - 4 и витр - 3 раката. Определенное время и место для каждого намаза не выбирается. Например, нет ограничений по поводу того, что возмещение пропущенного третьего намаза должно совершаться только в послеобеденное время. Вы можете сделать его в любой удобный для вас час. Не существует также никакого условия возмещать третий намаз до совершения вечернего, а утренний до полуденного.

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

Там же. С. 246.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

Неофит – новый приверженец определенной религии.

Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Ежедневное выполнение пяти обязательных Намазов — это самое лучшее, что может сделать верующий. Когда Пророка Мухаммада спросили, какое из дел является наилучшим, он ответил означающее: «Своевременное выполнение [обязательных] Намазов» 1 .

В общинах всех Пророков, от Адама до Мухаммада, Намаз являлся самой важной обязанностью после Веры в Бога и Его Посланников. Все Пророки призывали своих последователей выполнять Намаз в соответствии с Шариатом. Поэтому каждый мусульманин обязан знать условия и правила и совершать его своевременно. Ни работа, ни учеба, ни домашние дела не являются оправданием для того, чтобы пропускать самый важный ритуал в нашей жизни. Тем более нельзя откладывать его выполнение из-за лени или развлечений.

Многие люди не выполняют Намаз, когда находятся в гостях или в общественном месте (в аэропорту, в университете, в больнице или на улице), стесняясь или боясь, что их не поймут. А также они оправдываются тем, что им неудобно делать омовение или они не успевают добраться до дома или мечети. Все это не является причиной пропускать Намаз! И даже тот, кто болен и не может встать с постели, обязан делать Намаз, если он в сознании.

Пропускать Намаз без уважительных причин является большим грехом. Уважительные причины: если человек проспал или забыл про Намаз. Но не считается забывчивостью, если человек вообще не выполняет Намаз, не помнит и не вспоминает о нем на протяжении многих лет.

А также является грехом делать Намаз раньше или позже времени без оправдания. Оправданием, например, может быть путешествие.

Что делать тому, кто не выполнил фард-Намаз?

ПРАВИЛО: Если человек был обязан делать Намаз 2 , но пропустил его (по уважительной причине или нет), то этот Намаз все равно остается для него долгом, и он обязан его выполнить.

Если человек пропустил Намаз по неуважительной причине, то он обязан покаяться 3 в грехе и выполнить пропущенный Намаз как долг безотлагательно. А если у него была уважительная причина, то греха нет, и он не обязан немедленно выполнять долг за этот Намаз.

Некоторые невежественные в религии люди утверждают, что можно не отдавать долги за невыполненные фард-Намазы, так как их время уже ушло. Они говорят, что вместо этого можно выполнять сунна-Намазы или другие благие дела, например, раздавать милостыню. Однако Пророк Мухаммад сказал означающее: «Кто проспал обязательный Намаз или пропустил его по забывчивости, то пусть выполняет его, когда вспомнит. И нет за это никакого другого искупления» 4 . Из слов Посланника Аллаhа следует, что если даже за Намазы, пропущенные по уважительной причине, единственным искуплением является их выполнение в качестве долга, то тем более он должен отдать долг за Намаз, пропущенный без уважительной причины! И это — единодушное заключение всех ученых-муджтаhидов (иджма) 5 .

А также все исламские ученые дали единое заключение, что тот, кто пропустил Намаз без уважительной причины, обязан покаяться. Он обязан отдать долги по Намазам без промедления, и долг за один обязательный Намаз не закроют даже сто тысяч рак’атов сунна-Намазов. У исламских ученых есть правило: «Кто не выполнил сунну, так как выполнял фард — оправдан. А кто вместо фарда выполнял сунну — обманут”.

Что делать, если много долгов по фард-Намазу?

Независимо от того, сколько у человека долгов по фард-Намазу, он обязан отдать их полностью. Некоторые люди, которые годами не делали Намаз, не отдают долги, оправдываясь: «Мы уже в пожилом возрасте и так много долгов не успеем выполнить. Мы надеемся, что Аллаh простит нас за пропущенные Намазы». Это в корне неправильная позиция! Даже если у человека огромное количество долгов, важно само стремление выполнить их все. И если он начал делать пропущенные фард-Намазы, но умер, не успев закрыть все долги полностью, то есть надежда, что Аллаh его простит, так как он совершил покаяние и твердо намеревался выполнить их все.

Отдавая долги по Намазу, важно определить их количество. Отсчет пропущенных Намазов ведется с того времени, как мусульманин достиг совершеннолетия 6 . А если человек принял Ислам, уже будучи совершеннолетним, то с момента принятия Ислама. Женщине нужно учитывать, что нет долгов за те дни, когда у нее были месячные и послеродовые выделения. Если человек не знает точно количества пропущенных Намазов, то пусть определит такое число, чтобы быть уверенным, что долгов больше нет. Рекомендуется отдавать долги в том порядке, как они выполняются (например, сначала Субх, потом Зуhр, Аср и т.д.), а также вести письменный учет выполненных долгов.

Выполнению долгов нужно отдавать все свое время, кроме минимально необходимого для обеспечения жизненных потребностей и выполнения обязанностей.

Посланник Аллаhа сказал, что пять фард-Намазов — это первый ритуал, о котором человек будет спрошен в Судный День. Он будет отвечать за то, выполнял ли он их своевременно, а если не выполнял вовремя, то отдал ли долги за них.

Тот, кто умер без покаяния за не выполненные без уважительной причины Намазы, будет горько сожалеть об этом. Когда появится перед ним Ангел смерти, грешник скажет: «Как я сожалею, что не сделал этот Намаз вовремя, и как я сожалею, что не покаялся и не выполнил его как долг!»

Сказано в Священном Писании 7: «И когда придет к одному из них смерть, он скажет: «О, мой Господь! Дай мне вернуться, чтобы выполнить свои обязанности [которыми я пренебрег]!» Но тщетна его мольба! Это всего лишь слова [сожаления] — его ждет жизнь в могиле до Дня Воскрешения [и ни возврата, ни возможности сделать обязанности уже не будет]».

А также сказано в Священном Писании 8: «О, те, которые уверовали! Пусть ваши заботы о богатстве и детях не отвлекают вас от выполнения Намаза! [Воистину] те, кто был увлечен мирской суетой [пропуская Намаз], будут в проигрыше!»

____________________________________

1 этот хадис передал имам Аль-Байhакый

2 женщина в период менструации не делает Намаз, и нет у нее долгов за эти Намазы

3 покаяние включает в себя: сожаление, выполнение пропущенного Намаза как долга и намерение в будущем не пропускать Намаз

4 этот хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим

5 то иджма’ передал имам Ан-Науауий в своей книге «Маджму’, а также имам Ибн Кудама Аль-Макдисий Аль-Хамбалий в своей книге «Аль-Мугнии’

6 совершеннолетие по Шари ату: наступление половой зрелости или достижение 15-ти лет по лунному календарю (приблизительно 14,5 лет по григорианскому календарю), если половая зрелость не наступила ранее

7 значение аятов 99-100 суры «Аль-Му минун»:

8 значение аята 9 суры «Аль-Мунафикун»:

Вам может понравится

Мавлид — символ искренней любви к Пророку, мир Ему

Совсем скоро мусульмане всего мира отметят знаменательное событие - рождение Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему. День этот осветил мир лучами истины, справедливости и добра. Он стал величайшей вехой в распространении любви, мира и счастья. Поэтому хотелось бы напомнить мусульманам непосредственно перед наступлением месяца, в котором родился Посланник, мир Ему. К этому великому событию с особым вниманием и почетом относились наши старики, от которых мы, собственно, и приняли этот прекрасный дар – проведения Маулида. Не стоит забывать и о том. что в наше время многие не только не понимают сущности Маулида (Мевлюда), но еще и просто не знают что это такое. Учитывая этот факт, будет уместным начать с краткого описания сути этого праздника , а также осветить его духовную и религиозную составляющие.

Эта прекрасная традиция поддерживается во всех мусульманских государствах . О ней написано масса книг ученых , ей посвящены стихотворения и поэмы.

Празднование Мавлида

Стимулом, побуждающим простых верующих праздновать этот праздник, а ученых писать великие произведения, является Аят из Священного Кур’ана это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن . в котором сказано, означающее:

«И совершайте благие деяния»

Для того, чтобы осознать величественность Мавлида, постигнуть это великое и благое деяние, для искренних людей достаточно узнать о цели этого празднования, о сути, а также о том, как он проводится.

Мавлид — это символ любви к Пророку, мир Ему. Таким образом, мусульмане выражают свою благодарность Аллаху за посланную милость в лице Великого Пророка, мир Ему. Известно, что желательно держать пост-сунну (желательный пост) в понедельник. Однажды у Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили причину того, почему мусульманам желательно соблюдать пост-сунну именно в этот день. Пророк, мир Ему, ответил: «В этот день родился я». Таким образом, сам Посланник Аллаха, мир Ему, указал на то. что пост в этот день — это благодарность Аллаху за то, что Он послал нам Пророка, мир Ему. Если пост в этот день разрешен, являясь благодарностью Аллаху, то отсюда следует, что разрешенным является совершение и иных благих деянии, в которых выражаются благодарность Создателю. Несомненно, и такой благодарностью является Мевлюд. Этот праздник, включая в себя перечисленные духовные составляющие, охватывает и множество других аспектов, которые в совокупности могут стать для верующего важной ступенью в духовном развитии.

Несмотря на то. что данное торжество в различных мусульманских странах имеет свои отличительные особенности, причина которых самобытность и языковое разнообразие, тем не менее, можно указать и на общие, характерные для всех верующих принципы.

Открывается торжество Мевлюда, как и любое иное мероприятие подобного рода, чтением Священного Курана. Затем, пока готовится угощение, кто-либо из верующих читает красивым, певчим голосом жизнеописание Пророка, мир Ему: о рождении, жизни и других знаменательных событиях, которые были в Его прекрасной жизни.

Одной из особенностей Мевлюда является коллективное восхваление Пророка, мир Ему, читая различные салауаты. Подтверждается двумя достоверными хадисами (изречениями Пророка, мир Ему), что коллективное восхваление Посланника Аллаха, мир Ему, одобрено Шари’атом. Один из этих хадисов передан Имамом Ахмадом нбн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир Ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов. Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухаммад — благочестивый раб Аллаха». И Пророк, мир Ему, одобрил это деяние.

В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы, сопровождая чтение Салауата танцем, читали: «Абуль-Гасим-таййиб». Этот Салауат означает: «Абуль-Гасим -благочестив». Абуль-Гасим это одно из имен Пророка, мир Ему. Посланник, мир Ему, будучи очевидцем этого чтения, не запретил его и не высказался против коллективного его совершения.

Восхваление Пророка, мир Ему, — один из видов ‘ибады (поклонения Аллаху). Собираясь вместе, мусульмане в минуты праздника могут ощутить единство сердец в любви к Великому Пророку, мир Ему. В эти моменты верующие ощущают небывалое единство, сплоченность и любовь друг к другу. Мусульмане, совершая это великое деяние, по Воле Аллаха могут получить барака (благословение) от Аллаха ; больные, посетившие такое собрание, возможно, покинут его уже будучи здоровыми, а печальные и грустные ощутят небывалую силу и лечение душ и сердец.

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Х асан» — » “Х усейн» — “Х юснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на: ‘абд (‘ибад), сейф и нур. Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурах ман, ‘Абдульк адир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) - редкий.
Назим (Назмие) - сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) - достигающий цели.
Нафисе - очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) - собеседник, друг.
Нимет - благо, дар.
Нуреддин - свет веры.

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) - желающий.
Раджаб (Реджеб) - седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим - художник, рисующий.
Рефат - сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет -счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин - с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) - благочестивый.
Сафвет - чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) - без изъянов.
Селямет - благополучие, безопасность.
Сефер - путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман - имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) - правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет - община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) -благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) - мягкий, добрый.
Халис (Халисе) - чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар - лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин - благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) - мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан - восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн - со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф - почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) - подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) - честный.
Энвер - очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма - очень щедрая, радушная.
Эюб - имя Пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Ю

Юнус - имя Пророка, мир Ему.
Юсуф имя пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Я

Я’къуб - имя пророка, мир Ему.

Соблюдение Ораза в месяц Рамадан это особое поклонение, и от него есть польза как в этой, так и в следующей жизни. У постящегося есть две радости: первая в этом мире, когда он разговляется после соблюдения Поста, а вторая в мире следующем, когда ему будет дано видеть Аллаха в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую без места, без образа и без расстояния. Мусульманин, соблюдающий Пост, ин шаа Аллах, войдет в Рай. Кроме того, Пост полезен для здоровья. Люди, которые соблюдали Пост в месяце Рамадан, становятся более милосердными, больше сочувствуют и оказывают помощь бедным, поскольку им самим пришлось ощутить чувство голода и жажды. Люди становятся более богобоязненными, меньше совершают грехов и меньше ссорятся. Здоровье людей соблюдающих Пост, заметно укрепляется. Поэтому нужно стремиться сохранить здоровье, которое вы смогли поправить благодаря благотворному влиянию Поста.

В месяц Рамадан люди ограничивают себя в еде, в результате сердце работает с меньшей нагрузкой и снижается давление. Снижается уровень холестерина, нормализуется кровообращение. Поэтому соблюдение Поста особенно полезно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. У таких больных заметно улучшается самочувствие.

Соблюдение Поста способствует, снижению излишнего веса. Это способствует лечению ревматизма, так как уменьшается нагрузка на суставы. Ученые констатируют, что у больных ревматизмом состояние здоровья в месяц Рамадан улучшается. Прежде всего, это связано с определенным режимом питания. В дальнейшем у таких больных также может появиться шанс полностью отказаться от медикаментозного лечения.

Пост полезен и для людей, страдающих аллергией и респираторно-бронхиальными заболеваниями. Соблюдение Поста особенно важно для больных бронхиальной астмой. В случае если больной с подобным недугом в течение года придерживается определенного режима питания, то его желудок меньше переполняется и не оказывает давление на диафрагму. Соответственно, не затрудняет дыхание..

Особой диеты следует придерживаться после месяца Рамадан. Нужно постараться ограничить себя от потребления большого количества соли и жиров. В результате, в крови заметно снижается избыток солей и снижается артериальное давление.

Также употребление пищи с низким содержанием соли и жиров снижает вероятность кожно-воспалительных заболеваний, а в частности угревая сыпь.

Ограниченное потребление пищи влияет на снижение уровня сахара в крови больных сахарным диабетом. Таким образом, снижается нагрузка на поджелудочную железу, а тем самым уменьшается выработка избыточного количества инсулина в организме.

Чрезмерное употребление пищи приводит к ускоренному старению организма. Это объясняется нарушением процесса регенерации и деления клеток.

Злоупотребление сладостями, а также переедание наносит непоправимый ущерб организму, так как из-за нарушения артериального кровообращения и повышения давления возникают различные аномалии в области сердца и печени.

Воистину, за соблюдение Поста в месяц Рамадан во имя Аллаха мусульманин получает большое вознаграждение.

Придерживаться Ораза значит укреплять здоровье и силу духа во имя Аллаха.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то