Эссе на тему «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут» (А. Франс) (ЕГЭ обществознание). Сочинение: Роль религии в современном обществе Эссе религиозные нормы в современном мире

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственный университет имени Шакарима г.Семей


На тему: Религия в жизни общества


Выполнила: Жолдина Найля

Группа: ДЯ-406

Проверила: Бралинова Д.И.


г.Семей 2014


Религиоведение - одна из интереснейших наук, изучающая особенные области культуры людей. Один из волнующих вопросов общества в области религии - ее значение в обществе.

Религия на сегодняшний день является немаловажным фактором в развитии любой культуры. Ее место в жизни того или иного общества определяется разными обстоятельствами: человеческого восприятия, степенью развития общества, культуры, воспитания, традиций.

Религия существует много веков, вероятно, также долго, как существует человечество. За это время оно развило множество разновидностей религии, такие как буддизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, синтоизм, сикхизм, иудаизм и др.

Религия, в первую очередь, поясняет человеку, как устроен мир, находит его место в обществе и помогает понять, в чем состоит смысл его жизни.

Религия представляет собой сдержанность, веру, духовное удовлетворение для человека. Неспроста люди, как правило, нуждаются в религии в нелёгкие моменты своей жизни. Религия важна для людей в плане духовного развития, посредством создания для себя религиозных идеалов, он начинает безвозмездно, бескорыстно помогать людям, становится добрее и справедливее, не смотря на усмешки, со стороны.

Благодаря религии сплачиваются народы, образование выходит на новый уровень, усиливаются государства.

Но в некоторых случаях религия может привести к обратному- разъединению, к распаду государств и обществ, начинается противоборство групп людей, вследствие религиозных ценностей и взглядов.

Религия контролирует человеческие действия, через свои системы ценностей, духовные предписания и запреты.

Но не для всех роль религии одна, она различна и представляет собой противоречивые взгляды. Стоит только сравнить двух людей: одного - строго соблюдающего правила, запреты присущие какой-либо религии, а другого - ведущего свободный, по отношению к религии, образ жизни, и совершенно равнодушного к ней. У них разные идеи, принципы, взгляды и ценности.религия вера ценность

В заключении, хочу сказать, неважно придерживаетесь ли вы какой-либо религии или, наоборот, полностью отрицаете ее значимость и пользу, обретите веру. Неважно в какие силы вы будете верить, в первую очередь, верьте в себя, а потом в своих близких и вместе вы сможете преодолеть многие проблемы. Принуждать же к вере никто не имеет права, каждый человек сам почувствует ее, когда наступит время. Вера для каждого из нас очень важна и поможет, во всех трудных ситуациях.


Теги: Религия в жизни общества Сочинение Культурология

Эссе на тему "Религия в современном обществе. Важна ли её роль? Функции религий на сегодняшний день".

Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу, а также объяснение некоторых непонятных ему вещей. Эту силу и опору он нашел в религии. Религия - основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека. Но нужна ли еще религия в наше время - время инноваций, прогресса и технологий?

Я считаю, что многое можно объяснить наукой. Разрешить международные конфликты, глобальные проблемы можно и без религии. Религия - сдерживающий фактор. Она упрекает человека и дает заветы, которые нельзя нарушать («Не убей!», «Не укради!»). С одной стороны мировоззрение некоторых людей складывается без религии, они понимают, что нельзя нарушать моральные нормы. Но, соответственно, некоторым людям религия нужна, чтобы не совершить те или иные ошибки. Возможно, это одна из защитных функций религии.

В мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными мировыми религиями являются христианство почти 1,5 млрд. человек, ислам около 1,3 млрд. человек, буддизм, 300 млн. человек.

Существуют также национальные и традиционные религии со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах.

По этому признаку различают такие виды религий: индуизм (Индия); конфуцианство (Китай);даосизм (Китай);иудаизм (Израиль);сикхизм (штат Пенджаб в Индии);синтоизм (Япония);язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Предлагаю, просмотреть нормы морали 3-х мировых религий.

1. Христианство.

Главная идея христианства - спасение. Однако христианство разделилось, видами христианства являются: католицизм, православие, протестанство.

Католицизм. Главной идеей являются семь заповедей.

Православие. Вероучение православия заключается в вере в единого Бога, а также в вере в телесное вознесение Иисуса Христа.

Протестанство. Главная идея протестантизма в том, что Библия - это единственный источник учения христианства.

2. Ислам.

Суть учения ислам или мусульманство, зародившееся в VII веке среди арабских племён, является вера в одного Бога, но мусульманстве его называют Аллах.

3. Буддизм.

Основной идеей буддизма является перерождение. Последователи буддизма верят в карму, которая складывается из заветов буддизма, а также в первую очередь из поступков человека. Согласно учению Будды вся жизнь - страдание, которое можно устранить только, если отказаться от страсти, желания к существованию, а далее достичь просветления.

Из этого всего, соответственно, можно сказать, что независимо от религии или вероучения признаются некоторые общие нормы морали, которые караются в каждом вероисповедании.

Само слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, возможно и священное. Благодаря религии, являясь и источником силы, люди могут надеяться, верить, а также почувствовать себя частичкой большого целого, что может объединить совсем разных людей. Вероятно, можно сказать, что все религии отражают разные стороны жизни, нашей реальности, мы мыслим и ищем истину жизни, существования, в чём она заключается. Все религии отражают разные аспекты реальности, потому что истинно всё, что

Я считаю, что религия несомненно важна людям, как и тысячи лет назад. Так или иначе, никто не нашел соответствующую альтернативу религии и Богу, и существование его тоже никто не опровергал.

Люди верят и язык становится не только средством общения, он является языком-посредником между прошлым, настоящим, будущим, хранителем наследия духовной культуры, как ритуалы и обычаи культуры того или иного народа. Я изучаю иностранные языки: английский язык, немецкий язык, русский язык, мой родной язык - калмыцкий язык. Изучение языков позволяет изучать и исследовать религии таких стран как Россия, Англия, Германия, Калмыкия. Несмотря на различие религий, в проповедуемых духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет экономики

религия общество наука знание

Эссе по философии

Свое эссе я решила посвятить вопросу роли религии в обществе, которому посвящены высказывания таких великих людей, как З. Фрейда, Ф. Бэкона и Вольтера.

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невролог и психиатр, родился 6 мая 1856 года в провинции Австрии. Он считается основателем психоаналитической школы. Посвятил свою жизнь психоанализу, занимался медицинской практикой, создал множество научных трудов, проводил различные исследования в области психологии. Зигмунд Фрейд придерживался атеистических взглядов. Он был убежден, что все религии - лишь иллюзии, не поддающиеся доказательствам. Рассматриваемое изречение автора взято из работы Фрейда - «Будущее одной иллюзии», где он затрагивает тему функций религии и ее места в обществе. Умер в Англии, в Лондоне, 23 сентября 1939 года.

Фрэнсис Бэкон - английский философ, родился в Лондоне 22 января 1561 года. Закончил школу адвокатов «Грейз инн». Будучи политиком, принимал активное участие в жизни государства, в 1584 году был избран в парламент, и до 1614 года играл важную роль в дебатах на сессиях Палаты Общин. На заключительном этапе своей жизни углубился в изучение наук и литературную работу. Ф. Бэкон позиционировал науку как средство достижения человеком власти над природой и улучшения его жизни. Призывал к изучению природы экспериментальным путем, что впоследствии дало толчок развитию естествознания. Знаменит его труд «Новый Органон», в котором рассматриваются вопросы состояния наук того времени и описывается исследовательский метод получения истинного знания. Фрэнсис Бэкон считается родоначальником эмпирического направления английского материализма. 9 апреля 1626 года политик, ученый и философ умер в деревне Хайгет.

Вольтер - один из самых известных философов-просветителей 18 века, родился в Париже 21 ноября 1694 года. Профессии юриста предпочел литературную деятельность при дворе, однако из-за разногласий с властью уехал в Англию на 3 года, в течение которых изучал политический уклад, литературу и философию этой страны. В последующие годы философ сменил немалое количество мест жительства, он находил приют и в Лотарингии, и в Нидерландах, в Пруссии, Швейцарии. Будучи восьмидесятичетырехлетним стариком, Вольтер возвратился в Париж, где и умер 30 мая 1778 года. Выдающийся поэт, историк, публицист, Вольтер был рьяным противником церкви, религиозных суеверий и предрассудков. При этом он придерживался мнения, что существует некое Божество, которое сотворило Вселенную, в дела которого не стоит вмешиваться. Вольтер писал, что обществу необходимо понятие божества, в противном случае оно обречено на гибель.

Фрейд пишет: «Религия - это общечеловеческий навязчивый невроз». Такой вывод, бесспорно, не случаен. Психоаналитик представляет религию, как средство спасения от каких-либо внешних или внутренних негативных воздействий, это своего рода защита. По мнению Зигмунда Фрейда, человечество придумало религию на самых ранних стадиях своего развития, во времена «детства» цивилизации, когда разум еще не был в состоянии справляться со всеми трудностями. Ребенок чувствует некую защиту отца, который может огородить от пугающих и непонятных сил, достаточно выполнять какие-либо правила, требования, тогда отец похвалит, или же, наоборот, осудит при невыполнении определенных установок. Такая модель предельно ясна, не предполагает бремени ответственности. В данном случае, человечество выступает в роли выросшего ребенка, который возвращается к своему детскому опыту, вспоминает, как в детстве решалась проблема спасения от негативных неясностей мира. Фрейд описывает это явление как невроз, схожий с так называемыми детскими синдромами навязчивости. Так же и человечество в целом опирается на религию, «придуманную» тогда, когда разум не справлялся с проблемами (на ранних этапах развития - в «детстве»). То есть, религия - массовый, коллективный невроз. Это иллюзия, создаваемая людьми для упрощения жизни.

Характеризуя, анализируя высказывание Вольтера («Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать»), нельзя не отметить, что философ-просветитель придерживался мнения, что общество не может существовать без наличия какого-либо верховного, сверхъестественного, какого-то Божества, как упоминалось выше. Свою точку зрения он ясно выражает в данном афоризме. Действительно, если, согласно подходу Вольтера, общество обречено на гибель без понятия божества, тогда вполне логично, что в интересах самих людей будет придумать нечто главенствующее над всем. Не следует заниматься доказательством существования Бога, или же пытаться выяснить, есть ли вообще это сверхъестественное. Суть заключается не в самом божестве, не оно как отдельная категория интересует нас, важна его роль в обществе, слишком велико влияние существования понятия бога для нормальной жизни человечества. Именно поэтому мы не пытаемся выяснить истинность существования бога, нас интересует его роль, мы даже готовы придумать его, более того, нам это почти необходимо. В противном случае, цивилизация обречена на гибель.

«Атеизм - это тонкий лед: один человек пройдет, а целый народ провалится» - Френсис Бэкон считал атеизм неприемлемым для целого народа, для толпы. Сам автор изречения - сторонник религии откровения, то есть той, которая признана государством. При этом нельзя назвать его ярым противником атеизма. Бэкон выделяет две «альтернативы» истинной религии, суеверие и атеизм. Суеверие - это искаженная вера в бога, выродившаяся, корыстная религия, оно благоволит развитию фанатизма и безнравственности. Бэкон признает, что неверие предпочтительнее, чем такая вера. Разумное неверие - своего рода религия, однако такой разумный атеизм может быть присущ одному человеку и поэтому приемлем, целый народ же провалится под этот тонкий лед.

Эти высказывания объединены одной категорией, все они затрагивают тему религии, если быть точнее, тему роли, места религии в обществе. Авторы афоризмов определяют, что такое религия для общества, важность ее существования. Я выбрала именно эту категорию не случайно. Меня всегда интересовал вопрос существования чего-то сверхъестественного и институт церкви в обществе. Все народы с давних времен имеют свои, пусть различающиеся, религиозные установки, какие-либо верования. Ведь это не случайно. Наверное, людям просто необходимо верить в существование неземных сил, влияющих на человеческую судьбу и жизнь. Почему же это так? Я думаю, данное явление может быть объяснено рядом причин. Об этом я буду говорить позже.

Вопрос религии рассматривался многими философами, практически все они имели определенный взгляд на существование Бога, на особенности веры людей. В частности, авторы высказываний, Фрэнсис Бэкон, Зигмунд Фрейд и Вольтер, уделяли внимание этой проблеме в своих трудах. Все они сходятся на том, что религия - неотъемлемая часть существующего общества. Каждый из них видит разные причины для этого существования. Интересно каждое объяснение, так, Зигмунд Фрейд рассматривает поставленный вопрос с точки зрения психоанализа. Возможно, специально созданная иллюзия бога и не идеальна, и не имеет прав на существование, однако как и любой невроз, трудно искоренима. Она стала уже неотъемлемой частью общества. Да и стоит ли вообще с ней бороться? Так ли она не нужна?

Вольтер убежден, что религия имеет значимую роль, необходима в обществе, потому что общество просто не сможет существовать без такой объединяющей силы. Народная масса, чтобы не распасться и пребывать в порядке, должна быть чем-то сплочена. Ничто так не объединяет и не заставляет держаться вместе, как общая вера. На основе совместных убеждений создаются традиции, нормы, законы, единая цель и стремление. Религия - это идеологическая основа, без которой общество уже не общество. Ведь даже по определению общество - это не произвольная толпа, это люди, объединенные идеей и имеющие общую цель.

Подход Бэкона предполагает три основных пути взаимодействия общества и религии: истинная религия (для него это религия откровения), суеверие, искаженная вера, и атеизм. Действительно, либо человек верит в существование высших сил, либо он отрицает их существование, тогда он атеист. Фрэнсис Бэкон считает, что для общества атеизм неприемлем, ибо он может быть доступен пониманию разумного индивида, массы же, как правило, не собранные вместе мыслящие индивиды, это уже толпа людей. Чтобы держать толпу в порядке, необходимы общие убеждения, подразумевающие наличие высшего авторитета, с его правилами. А атеизм может быть воспринят как отсутствие всяких правил и полная свобода.

Я считаю, что связь общества и религии многосторонняя, и ряд причин обуславливает существование этой взаимосвязи. Религия возникла еще на заре появления человеческой цивилизации. Люди всегда во что-то верили, людям необходима вера, изначально господствовало многобожие и язычество. В честь божеств возводились храмы, гнева небесных обитателей боялись, им приносили жертвы. Уже тогда страх немилости богов и вера в их милосердие регулировали поведение, действия людей. Всегда важным был вопрос жизни после смерти, как составляющая религиозных верований. Ведь за недостойный образ жизни можно было понести вечное наказание за пределами этого мира, в неземной жизни. Так, мифы Древней Греции повествуют о Сизифе, который не слушался богов, за что поплатился в царстве Аида, будучи приговоренным к нескончаемому безрезультатному труду. Такие предания были поучительны для живущих членов общества. Таким образом, создавалось некое подобие моральных правил. Часто они были занесены в особую священную книгу: Евангелие, Коран. Встает вопрос, для чего вообще на ранних этапах развития человечества была изобретена религия, как произошло, что она стала так важна? На мой взгляд, одной из основных причин было то, что люди, не обладавшие обширными научными знаниями, имевшие очень ограниченные представления о мире, полном необычного и необъяснимого для них тогда, стремились дать какое-либо объяснение происходящим явлениям природы или событиям жизни. Будучи неспособными знать истину, получить разумное объяснение, они ссылались на невидимые силы, регулирующие жизнь на Земле. Такой подход давал определенность, понимание происходящего, создавал некие закономерности, упорядоченность. Теперь люди хоть как-то могли, как им казалось, влиять на события. Они делали это через связь с богами. Принеся жертву, совершив благой поступок, можно задобрить бога, можно надеяться, что он выполнит просьбу. Гневом всевышних сил объяснялись стихийные бедствия, засухи, природные катаклизмы. Низкий уровень развития науки, техники делал людей беспомощными, как они могли защититься от таких бедствий? Понятие же бога давало возможность надеяться на его милость, дарованную в награду за благопристойное поведение, часто за жертвенные приношения и почести в честь богов. То есть, религия изначально была создана как возможность объяснить неведомое, с помощью нее можно было косвенно влиять на независящие от человека того времени события. В этом вопросе мое мнение отчасти совпадает с точкой зрения З.Фрейда на то, как появилась, как возникла религия. Был рассмотрен период того самого «детства» цивилизации, которая создала себе отца, следящего за ребенком, методом кнута и пряника воздействующего на его поведение. С контролем свыше люди чувствуют себя более защищенными, так и проявляется невроз, синдром навязчивости.

Впоследствии, когда развивается общество, многие явления природы становятся понятны разуму человека, люди умеют отчасти контролировать природу, становятся сильными, способными противостоять многим внешним бедствиям, религия приобретает несколько иное значение.

Во-первых, то, которое описывает Фрейд, то есть она важна для общества, возвращающегося к ранним воспоминаниям о защитнике, берущем часть ответственности на себя. Наличие всевышнего облегчает выбор, зачастую являющийся источником зла. Когда знаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, этот выбор уже предопределен, заранее известно, как нужно поступить, чтобы поступок согласовывался с волей бога, то есть был «правильным».

Во-вторых, священные книги становятся определенным сводом моральных законов, по которым живет общество. Это как не обсуждающаяся данность, дающая возможность разграничить зло и добро. Вообще, как человек может понять, как поступать правильно с точки зрения морали. Ведь мы все, казалось бы, знаем, что так поступать нехорошо, непорядочно. А почему? Где тот критерий, определяющий наше мнение о правильности поступка. Попытавшись понять это, мы, скорее всего, придем к тому, что просто есть чувство, это, наверное, называется совестью. Она подсказывает нам, дает понять, как делать хорошо, нравственно, а как нет. Однако неужели мы рождаемся с таким пониманием? Кто гарантирует, что все обладают этой самой совестью? Как тогда объяснить поступки некоторых людей, которым их поведение кажется абсолютно нормальным, в то время, как для других оно просто неприемлемо, не согласуется с принципами совести? Тяжело представить себе, чтобы у человека было врожденная мера зла и добра. Я придерживаюсь мнения, что моральные представления индивида формируются. Многое зависит от воспитания и окружения. Человек в процессе своего развития, формирования, особенно в детском возрасте, чаще всего сильно подвержен влиянию и мнению авторитетных для него людей. Следовательно, нравственные правила конкретного члена общества закладываются в него извне. А религия предполагает наличие целого свода таких упорядоченных правил. Я не имею в виду, что каждый должен прочесть Библию или иной свод заповедей, чтобы стать нравственным человеком, просто священные книги являются источником морально-этических норм, которые могут прививаться ребенку родителями или другими людьми.

Идя дальше, хочу выделить еще одно значение религии в обществе. Церковь - общественный институт, являющийся одним из инструментов власти. Во многих случаях именно властные структуры «создавали» религию. Ярким примером может послужить Русь, крещение которой произвел Владимир Креститель. Именно он в 988 году избрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. То есть государству было необходимо наличие единого Бога, принятие христианства имело под собой цель духовного объединения, которое бы упрочило целостность страны, укрепило государство. Показателен процесс выбора государственной религии. Владимир колебался между иудаизмом, исламом, христианством и еще несколькими верами. Примечательно то, что определяющей была совместимость правил, заповедей данной религии с традициями народа, привычным укладом жизни. Так, посланникам мусульманской веры, пытавшихся склонить великого князя к принятию их вероучения, Владимир отвечал, что запрет данной религии на употребление вина неприемлем, ибо вино есть веселие для русских. Возникает вопрос, а как же истинная вера, духовные убеждения? Совершенно ясно, что в нашем случае присутствует исключительно прагматичный подход, принятие христианства ради сплочения государства, усиления центральной власти. Русь - далеко не единственный пример такой связи религии с обществом.

Есть и другие примеры, когда в реальности религия представлена совершенно по-иному, правила, пропагандируемые ею, разительно отличаются от прописанных в священных книгах и соответствующих нормам морали. В Средние века широко применялась практика искупления грехов. Достаточно лишь было заплатить определенную сумму, и все грехи прощались. Нет, не все. Те, на которые хватило денег. Так называемая индульгенция - искупление грехов. Странные, по меньшей мере, нравственные принципы формируются при таком подходе. Получается, за деньги можно купить все, раз уж душевное спокойствие продается. Такое провозглашение главенства денег формирует меркантильное общество, которое в итоге окажется раздробленным, ведь каждый будет стремиться заработать побольше, не сдерживаемый никакими ограничениями. Человек, позволяющий себе все, не имеющий внутренних ограничений, не может быть остановлен какими-то законами, только если они не могут запугать его. А в такого рода обществе и закон подкупен. Такой человек становится страшен. Он живет для себя. Общество, состоящее из эгоистичных индивидов, уже никакое не общество.

Не секрет, что часто возникает ситуация, при которой церковь начинает борьбу за власть с представителями светского управления. Также существуют теократические государства, где церковь и осуществляет власть. Роль религии преображается. Это уже не возвышенные принципы, индивидуальные убеждения людей, искренне верующих, это законы, требующие беспрекословного выполнения. И такую роль играет религия в обществе. Однако сложно представить общество без какой-либо религии в широком понимании этого слова. Можно возразить, приведя в пример СССР, где устраивались гонения на представителей церкви, считалось аполитичной вера в бога. Но не стоит забывать, что в тот период партия была своеобразным богом для народа, люди практически молились на своих вождей, с благоговением говорили о них, верили в них. Чем же такая вера хуже традиционной веры в бога? Идея - это тоже религия.

В современном обществе в развитых странах религия отделена от светской власти. Ныне человек сам решает, верить или нет. Это исключительно его выбор. На территории одной страны уживаются самые разные вероучения. Немалая часть населения считает себя атеистами. Это положение дел не согласуется с предсказаниями Вольтера и Бэкона, которые считали, что без религии не может существовать общество, что атеизм неприемлем для больших масс. Возможно, произошло то, о чем говорил Фрейд, и человечество избавилось, наконец, от невроза, от синдрома детских впечатлений. Выросло, повзрослело, поумнело, - более не нуждается в придуманной, иллюзорной защите.

Мне кажется, что это не совсем так. Человек может не верить в существование сверхъестественного, при этом религия для него - внутренние моральные убеждения, его совесть, которая подсказывает, как правильно поступать. Эти внутренние установки, как я писала ранее, прививаются в процессе воспитания. Священные писания, на мой взгляд, это собранная веками человеческая мудрость. Представления людей о праведном образе жизни нашли свое отражение в религиозных книгах. Весь этот запас очевидных знаний и представлений о справедливости, добре и зле и есть наша религия, очищенная от внешних атрибутов, символов, не имеющая предмета веры.

Стоит также рассмотреть точку зрения, по моему мнению, довольно рациональную, что каждый человек в душе эгоист, все, что он ни делает, он делает для себя. Я допускаю, что это преувеличение, однако само предположение не абсурдно. Действительно, часто наши желания вступают в противоречие с тем, что подсказывает воспитание и совесть. И часто побеждают желания. Ведь вполне разумно сказать: «Почему так поступать плохо? Кто сказал, что плохо? Мне же хорошо». Так вот, роль религии - совместить то, что хорошо для человека, с моральным «хорошо», развить в нем понимание блага для других, научить ценить интересы других, не ставить в центр собственное благополучие. Убедить человека в том, что для него что-то хорошо тогда, когда это не приносит вред окружающим.

В заключение, хотелось бы сказать, что истинная религия - база, основа существования любого здорового общества. Она может иметь вид идеи, веры в бога или просто моральных норм, принятых в данной среде. Иными словами, религия в этом понимании - это общие нематериальные ценности, убеждения, духовное единство народа. При этом не следует забывать и о других функциях религии, таких как поддержка власти или путь объединения людей, укрепления единства народа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Религия как особый тип общественного сознания, воли и бытия. Место религии в истории человечества, способы влияния и сущность религиозной патологии. Особенности мировоззренческой, культуротранслирующей, политической и нравственной функций религии.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Предмет, функции и методы философии. Религия как мировосприятие и определенная сфера жизни человека. Ее внутренняя сторона и функции. Сходства и различия философии и религии. Диалектика их взаимодействия. Роль теистической философии в жизни общества.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Анализ взаимоотношения философии и религии в различные исторические эпохи и в современный период. Общий объект познания у религии и философии. Пифагорейцы - первые философы, которые представляли собой религиозный союз. Основные идеи и понятийный язык.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Религия как тип мировоззрения и мироощущения, область духовной жизни. Ее основные элементы: сознание (идеология и психология), культ, религиозные организации. Причина ее появления и современная проблематика. Принципы и законы диалектики в анализе религии.

    реферат , добавлен 13.06.2015

    Наука как сфера человеческой деятельности. Этапы познания научной истины. Характеристика и причины расцвета лженауки. Причины и особенности возникновения и развития религии. Вопрос об отношении государства к церкви, история размежевания науки и религии.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Изучение философии как высшей формы духовной деятельности. Сущность и роль науки как феномена культуры и общественной жизни. Исследование основных элементов религии: вероучения, культа, религиозной организации. Соотношение философии, науки и религии.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Стремление человека к познанию и его особенности. Понятие и сущность религии, предпосылки и особенности ее развития в человеческом обществе, оценка роли и значения. Проблема взаимоотношения философии и религии как основных сфер духовной жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Роль и место религии в жизни современного общества. Феномен философской веры в учении К. Ясперса. Общие и отличительные черты между философией и религией. Принципиальные особенности религиозного миропонимания. Новые научные методы построения картины мира.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Сущность философии и религии, их происхождение. Рассмотрение религии как важнейшего атрибута любого социума. Зарождение философии, ее взаимосвязь с религией в Древней Греции и Древнем Востоке. Характеристика сходств и отличий между философией и религией.

Так, например афинский тиран Критий в 5 веке до н.э. писал: «Религию придумали мои славные предшественники из высшей знати, которые искали способ как лучше управлять людьми». Или другой пример, когда религия воспринималась как аллегорическое знание. Эту идею выдвинул Тиоген в 6 веке до н.э. Согласно ему, религия представлялась и понималась как некий особый способ познания мира, который позволял человеку познать мир вокруг себя не только с помощью научного подхода, но и позволял узнать, какие-то глубокие, высшие, основополагающие истины и знания, которые наукой, в принципе, добыты быть не могут. Это, в некотором роде, главные идеи, объясняющие устройство вселенной. В эпоху Средневековья, как известно, остро стоял вопрос религии и войны. Печальная веха истории известная как Эпоха крестовых походов, когда война стала делом правым по велению Господа. Когда рыцари отдавали свои жизни за главную святыню христианского мира – Гроб Господень. Не это ли прямо показывает, что роль религии и церкви была главенствующей в то время? Определенно. Или еще пример, борьба Ленина с религией. Он считал ее ненужным атрибутом государства, считая, что вера мешает простому человеку, она ему просто не нужна. Именно поэтому в советское время религия жестко критиковалась. Несмотря на то, что Карл Маркс писал: «Религия – это опосредованный результат общественных отношений, выражающийся, как психическая конструкция, иллюзорное сознание, необходимое человеку, чтобы компенсировать несправедливость, тяжесть и конфликты в реальном материальном мире». Проще говоря, Маркс считал, что религия это психический механизм, придуманный человеком, чтобы легче переживать несправедливость и страдания. Он считал неосмысленным бороться с религией самой по себе, поскольку, пока жизнь не справедлива, религия будет существовать, и бороться с ней бессмысленно. Религия исчезнет сама только при условии, что будет построено справедливое государство. И таких примеров можно приводить огромное множество. Как видно из вышесказанного, на разных этапах истории человеческого общества религия играла различные роли во всех сферах жизни. Но сейчас я хочу задаться несколько другим вопросом, а именно, какое значение имеет религия, и какую роль она играет в современном обществе?

Вопрос весьма не простой, и чтобы попробовать в нем разобраться попытаемся понять, какое положение занимает религия в современном мире. И так, в современном обществе решающее воздействие на положение религии оказывают две главные силы современности – наука и политика. Их сравнительно быстрое развитие ведет к неоднозначным для религии последствиям, во-первых, разрушаются традиционные установки религиозного общества, но тем самым, часто для религии открываются и новые возможности. Во-вторых, огромные успехи научно-технического прогресса, все большее овладение природой и ее ресурсами с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе колоссального приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Хотя, стоит обратить внимание, что ожидания, типичные для прошлого века, уже столь недалекого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, надо согласиться, что и не смогла бы, даже если и захотела, но при всем при этом она вызвала глубокие, в некотором роде фундаментальные перемены в религиозном сознании – в понимании Бога, мира, человека, его места в этом мире, да вообще мироздания в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что наука вышла далеко за пределы того мира, который человеку был хотя бы визуально или чувственно доступен. Именно это дало новый шанс для религиозного мироощущения. И здесь необходимо, я считаю, сказать о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния поставила современное общество, а вместе с тем и религию, перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. И в результате, вывод напрашивается сам собой, ведь сами по себе ни наука, ни техника еще не дают, и думаю, не смогут дать, решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения современного общества, они ориентируют работу церкви на повышение нравственного потенциала человека. Церковь не пытается вернуть человека в «былое русло», так сказать к старым канонам нравственности, а делает попытки интерпретировать нравственные и этические установки, подстраивая их под современность, под мировоззрение современного человека.

Давайте на минуту представим мир, в котором нет религии, нет храмов, церквей, нигде нет звона колоколов, не поют молитв, не читают проповеди. И как? Лично я вижу в таком мире пустую темноту, ничем не заполненную пропасть без конца и края. Ведь, даже если задуматься на секунду, человек начал верить в сверхъестественные силы, как только у него развилось мышление, и он стал пытаться осознать мир и явления вокруг себя. А произошло это без малого 40 тысяч лет назад. Большой срок, не так ли? Я считаю, что совершенно любой человек, который, глубоко не задумываясь, посмотрит на эту проблему со стороны, поймет, что человечество не живет без веры всю свою «сознательную историю» существования. Да и надо сказать, что не сможет жить. Мы стоим перед неопровержимым фактом истории – религия бессмертна. Каждого новорожденного ребенка крестят, тем самым отдают под покровительство Всевышнего, дабы он наставлял его на жизненном пути, и после смерти в последний путь провожают по религиозным обычаям. В самые тяжелые моменты жизни человек ищет утешения, и порой, не находя его среди людей, идет в церковь, потому что там его примут и выслушают, что, несомненно, пусть не полностью, но частично принесет в душу покой.

Да, думаю, теперь стоит сказать об одной из главных задач религии в обществе. Именно с помощью религии человек определяет для себя цель и смысл жизни. С помощью веры он строит свои жизненные цели, определяет принципы, также на этом строятся надежды верующего вырваться за пределы ограниченности (так сказать вера в светлое будущее), избавиться от страданий, одиночества, страха и прочих проблем, которые тяготят не только само человеческое физическое существование, но и его душу.

И так, переходя уже к заключению своего небольшого рассуждения на тему роли религии в современном обществе, хочу обратиться к высказыванию русского религиозного философа С.Н.Трубецкого: «Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно также определить его как животное верующее… Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование его представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним». Так что, можно сказать, что какие бы события не сотрясали мир, не разрушали устои общества до основания, религия все равно будет жить. Люди приходят к вере, отходят от нее сами или отстраняются насильственно, но все равно, рано или поздно, вновь возвращаются к ней. А почему? Да потому, что вера живет в сердце, а значит вместе с человеком, и умрет она только вместе с последним человеком на Земле.

Эссе на тему “Роль религии в современном мире” обновлено: Декабрь 12, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Эссе на тему "Религия в современном обществе. Важна ли её роль? Функции
религий на сегодняшний день".
Подготовила учитель иностранного языка Христофорова О.Д.
МАОУ Видновский художественно­технический лицей,
МО, город Видное,2017
Человеку нужна была опора, которая давала бы ему надежду, веру, силу, а также
объяснение некоторых непонятных ему вещей. Эту силу и опору он нашел в религии.
Религия ­ основная вещь, помогающая сложиться мировоззрению еще маленького
человечка. Основные идеи религии складывается на моральных качествах человека. Но
нужна ли еще религия в наше время ­ время инноваций, прогресса и технологий?
Я считаю, что многое можно объяснить наукой. Разрешить международные
конфликты, глобальные проблемы можно и без религии. Религия ­ сдерживающий фактор.
Она упрекает человека и дает заветы, которые нельзя нарушать («Не убей!», «Не укради!»).
С одной стороны мировоззрение некоторых людей складывается без религии, они
понимают, что нельзя нарушать моральные нормы. Но, соответственно, некоторым людям
религия нужна, чтобы не совершить те или иные ошибки. Возможно, это одна из защитных
функций религии.
В мире существует более ста различных религиозных направлений, они имеют
древнейшие формы и современные течения, но основными самыми многочисленными
мировыми религиями являются христианство почти 1,5 млрд. человек, ислам около 1,3
млрд. человек, буддизм, 300 млн. человек.
Существуют также национальные и традиционные религии со своими направлениями. Они
возникли или получили особое распространение в определенных странах.
По этому признаку различают
такие виды религий: индуизм
(Индия);
конфуцианство
(Китай);даосизм (Китай);иудаизм

(Израиль);сикхизм (штат Пенджаб
в
Индии);синтоизм

(Япония);язычество (индейские
племена,
народы Севера и
Океании).

Предлагаю, просмотреть нормы морали 3­х мировых религий.
1. Христианство.
Главная идея христианства ­ спасение. Однако христианство разделилось, видами
являются: католицизм, православие,
христианства
протестанство.
Католицизм.
заповедей.
Православие.
заключается в
в
телесное

Главной идеей являются семь
Вероучение

православия
вере в единого Бога, а также в вере
вознесение Иисуса Христа.
Протестанство. Главная идея протестантизма в том, что Библия ­ это единственный
источник учения христианства.
2. Ислам.
Суть учения ислам или мусульманство, зародившееся в VII веке среди арабских
племён, является вера в одного Бога, но мусульманстве его называют Аллах.
3. Буддизм.
Основной идеей буддизма является перерождение. Последователи буддизма верят в
карму, которая складывается из заветов буддизма, а также в первую очередь из поступков
человека. Согласно учению Будды вся жизнь ­ страдание, которое можно устранить только,
если отказаться от страсти, желания к существованию, а далее достичь просветления.
Из этого всего, соответственно, можно сказать, что независимо от религии или
вероучения признаются некоторые общие нормы морали, которые караются в каждом
вероисповедании.
Само слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это
мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее
понимание человека и сверхъестественное, возможно и священное. Благодаря религии,
являясь и источником силы, люди могут надеяться, верить, а также почувствовать себя
частичкой большого целого, что может объединить совсем разных людей. Вероятно, можно
сказать, что все религии отражают разные стороны жизни, нашей реальности, мы мыслим и

ищем истину жизни, существования, в чём она заключается. Все религии отражают разные
аспекты реальности, потому что истинно всё, что
Я считаю, что религия несомненно важна людям, как и тысячи лет назад. Так или
иначе, никто не нашел соответствующую альтернативу религии и Богу, и существование
его тоже никто не опровергал.
Люди верят и язык становится не только средством общения, он является языком­
посредником между прошлым, настоящим, будущим, хранителем наследия духовной
культуры, как ритуалы и обычаи культуры того или иного народа. В нашем лицее изучают
иностранные языки: английский язык, немецкий язык, для некоторых русский язык
является иностранным языком, у нас учатся из Армении, Азербайджана, Калмыкии.
Все ученики с уважением относятся друг к другу и к языкам, изучение языков позволяет
изучать и исследовать религии таких стран как Россия, Англии, Германии, Калмыкии и
др.государст. Несмотря на различие религий, в проповедуемых духовных, нравственных
ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог
религий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то