Петро могила и плотские его отношения. Памятник митрополиту петру могиле в лавре. Богословия и сочинения

ПЕТР МОГИЛА

Петр Могила - киевский митрополит (1596 - 1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601 - 1607), потом Молдавии (1607 - 1609). В 1612 г. Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см. XIX, 24); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и П. Могилой. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь Св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому монастырю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Петр Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при Петре Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для учения за границу. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом Петр Могила издал, между прочим, следующие книги: "Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста" (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); "Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев" (1636); "Евхлогион, альбо молитвослов" (или требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на киевском соборе 1640 г. и ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной Петром Могилой книги Афанасия Кальнофойского "Teratupgema" (греч.) (1638) сам Петр доставил рассказы о чудесах печерских. В составлении резко-полемического сочинения "Lithos" (греч.) (см. Лифос, XVII, 856). Петр принимал большое участие. Из проповедей Петра Могилы известны две: "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивилла". Записки Петра Могилы отчасти напечатаны в "Киевских Епархиальных Ведомостях" 1861 - 1862 годов. Наконец, Петром Могилой были задуманы две колоссальные работы: "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII столетия. См. Голубев "П. Могила и его сподвижники" (т. I, до начала служения Петра Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский "Историческое извещение об унии"; Крачковский "Очерки униатской жизни"; профессор Тарновский "П. Могила" ("Киевская Старина", 1882, ¦ 4); Левицкий "Уния и Петро Могила". И. Ж-цкий.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТР МОГИЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТР МОГИЛА
    киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их …
  • ПЕТР МОГИЛА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? киевский митрополит (1596?1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601?1607), потом Молдавии (1607?1609). В 1612 г. Могилам после поражения …
  • МОГИЛА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) место ночлега, 2) молчание, 3) следственный …
  • МОГИЛА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вам снится свежая могила, то чей-то бесчестный поступок причинит Вам ужасное страдание, или этот сон предвещает грозящую Вам опасность.Сон …
  • ПЕТР в Библейском словаре:
    , Апостол — Симон, сын (потомок) Ионы (Иоан.1:42), рыбак из Вифсаиды (Иоан.1:44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мат.8:14). …
  • МОГИЛА в Краткой биографической энциклопедии:
    Могила - молдавская дворянская фамилия, родоначальником которой одно предание считает Муция Сцеволу, другое - Пурига, герольда воеводы молдавского Стефана IV …
  • МОГИЛА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Пётр (1596-1647), политический и церковный деятель в Украине, просветитель. С 1627 архимандрит Киево-Печерской лавры; в 1632-47 митрополит Киевский и Галицкий. …
  • ПЕТР в Большом энциклопедическом словаре:
    древнерусский зодчий 12 в. Строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) св. мученик, за исповедание веры пострадал в Лампсаке, в Дециево гонение, в 250 г.; память 18 мая; 2) св. …
  • ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св. Апостол - один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак …
  • ПЁТР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЁТР в Энциклопедическом словарике:
    (? - 1326), митрополит всея Руси (с 1308). Поддерживал московских князей в их борьбе за великое княжение владимирское. В 1324 …
  • МОГИЛА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Яма для погребения тела умершего, а также насыпь на месте погребения. Возложить венок на могилу. На …
  • ПЕТР
    ПЁТР "ЦАР́ЕВИЧ", см. Илейка Муромец …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР Р́АРЕШ (Реtru Rares), молд. господарь в 1527-38, 1541-46; проводил политику централизации, боролся против тур. ига, сторонник сближения с …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ЛОМБ́АРДСКИЙ (Реtrus Lombardus) (ок. 1100-60), христ. богослов и философ, предст. схоластики, епископ Парижский (с 1159). Учился у П. Абеляра …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДОСТОПОЧТ́ЕННЫЙ (Petrus Venerabilis) (ок. 1092-1156), христ. учёный, писатель и церк. деятель, аббат Клюнийского мон. (с 1122). Провёл реформы в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР ДАМИ́АНИ (Реtrus Damiani) (ок. 1007- 1072), церк. деятель, богослов, кардинал (с 1057); сформулировал положение о философии как служанке теологии. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ПЁТР ВЕЛ́ИКИЙ", первый броненосец рос. ВМФ; в строю с 1877; прототип рос. эскадренных броненосцев. С нач. 20 в. учебно-арт. корабль, …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР АМЬ́ЕНСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050-1115), франц. монах, один из руководителей 1-го крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ, см. Негош …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I П́ЕТРОВИЧ НЕГОШ (1747-1830), правитель Черногории с 1781. Добился (1796) фактич. самостоятельности страны, издал в 1798 "Законник" (дополнен в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР III Фёдорович (1728-62), рос. император (с 1761), нем. принц Карл Пётр Ульрих, сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР II (1715-30), рос. император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили гос-вом при нём А.Д. Меншиков, затем Долгоруковы. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР I Великий (1672-1725), царь (с 1682), первый рос. император (с 1721). Мл. сын царя Алексея Михайловича от второго брака …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, др.-рус. зодчий 12 в. Строитель монументального Георгиевского собора Юрьева мон. в Новгороде (начат в …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Фёд. Полянский) (1862- 1937), митрополит Крутицкий. Местоблюститель патриаршего престола с 1925, в том же году арестован …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (в миру Пётр Симеонович Могила) (1596-1647), митрополит Киевский и Галицкий с 1632. Архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627). Основал славяно-греко-лат. …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР (?-1326), рус. митрополит с 1308. Поддерживал моск. князей в их борьбе за великое княжение. В 1325 перевёл митрополичью кафедру …
  • ПЕТР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЁТР, в Новом Завете один из двенадцати апостолов. Первонач. имя Симон. Призванный Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА (МАТРОСА), памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Впервые сооружена в Париже (1921); в Москве мемориал Могила …
  • МОГИЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОЃИЛА П.С., см. Пётр Могила …
  • ПЕТР в Словаре Кольера:
    имя ряда европейских королей и императоров. См. также: ПЕТР: ИМПЕРАТОРЫ ПЕТР: …
  • МОГИЛА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    моги"ла, моги"лы, моги"лы, моги"л, моги"ле, моги"лам, моги"лу, моги"лы, моги"лой, моги"лою, моги"лами, моги"ле, …
  • ПЕТР
    Прорубил окно в …
  • ПЕТР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Райский …
  • МОГИЛА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. конец || вогнать в могилу, одной ногой в могиле, свести в могилу, сойти в могилу, стоять одной ногой в …
  • ПЕТР
    апостол, имя, …
  • МОГИЛА в словаре Синонимов русского языка:
    гибель, захоронение, каюк, кенотаф, могилка, погребение, смерть, …
  • МОГИЛА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Яма, вырываемая для погребения умершего. 2) а) Место погребения. б) Холм, насыпь на месте погребения. 3) а) …
  • МОГИЛА в Словаре русского языка Лопатина:
    мог`ила, …
  • ПЁТР
    Пётр, (Петрович, …
  • МОГИЛА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    могила, …
  • МОГИЛА в Орфографическом словаре:
    мог`ила, …

З а несколько дней до Рождества Христова (по старому стилю), 21 декабря 1596 года, в благочестивом семействе молдавских бояр Мовиле родился мальчик. Надежда знаменитого рода, третий сын, на которого годы спустя будут смотреть как на достойного наследника Молдавского престола.

Его назвали Петром (Петру) - в честь Московского митрополита Петра, поскольку день рождения первого совпал с днем памяти второго. Вряд ли тогда кто-то подозревал, что новокрещенный младенец и сам станет впоследствии митрополитом Киевским.

Весьма символично, что будущий святитель родился в трагический для Церкви 1596 год. В этом году была принята Брестская уния, согласно которой часть Западно-Русской Православной Церкви на территории, находившейся под польским владычеством, отпала от Матери Церкви и насильственно присоединилась к Римо-Католичеству. И в этом же году фамилия Мовиле официально вступила на молдавский престол, на котором она смогла удержаться с перерывами не многим более 15 лет.

Сохранилось две легенды о том, как возникла фамилия Мовиле. Согласно одной из них, сохранившейся в молдавских хрониках, возвышение фамилии относится к XV веку - ко времени княжения Штефана IV, которого современники и потомки назвали Великим, как основателя Молдавского княжества. Однако великий господарь был маленького роста. Во время одной из битв с венгерцами (по другой версии с турками) в 1486 году под Штефаном была убита лошадь. Воин Герольд Пуриг, находившийся рядом со своим воеводой, отдал ему своего коня и, опустившись на колено, сказал: «Позвольте, господарь, служить мне вам вместо горки». Господарь с помощью Пурига вскочил на его коня и ответил: «Из горки я сделаю тебя холмом (по-молдавски Мовиле, русский вариант - Могила)». Так по легенде возникла знаменитая молдавская фамилия.

Не удивительно, что личность видного церковного деятеля первой половины XVII века, митрополита Киевского и Галицкого свт. Петра Могилы привлекает к себе внимание на протяжении вот уже трех с половиной веков. С его именем связывается появление этапных для славянского православия Катехизиса («Православного исповедания веры») (1643, 1649, 1662, 1696), «Требника» (1646) и «Служебника» (1629, 1639). Факсимильное переиздание в нескольких томах «Требника», осуществленное Киево-Печерской лаврой в 1999 году, предназначалось вовсе не для историков-медиевистов и археографов, а для служащих священников, что говорит об истинной нетленности духовно-писательской работы Петра Могилы. Основанная им Киевская коллегия, преобразованная в начале XVIII века в Киево-Могилянскую академию (первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях!), позволили социально легализовать Православие, ввести его в общеевропейский культурный контекст, бороться за него на культурном языке своих конфессиональных противников (униатов и католиков).

Святитель Петр благоговел перед Киево-Печерской Лаврой. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божьего, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция - в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.

И не случайно, что именно при Владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Впоследствии святитель Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских Преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые Святые. Его предшественник Захария Копыстенский самовольно включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных Святых. Но Владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

Когда Петр Могила стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон Преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах - на церковнославянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643–1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Свт. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский.

Но и «Собственноручные записки» Владыки Петра - это уникальный памятник церковной истории и литературы. «Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, - писал С. Голубев, - Петр Могила с неменьшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдо-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних».

Есть у святителя в дневнике запись о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Святитель Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

Позднее Владыка вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение - маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита (Голосеевская пустынь).

Однако деятельность Петра Могилы всегда вызывала много вопросов и неоднозначных толкований: с одной стороны, он социально легализовал Православие на Украине и в Белоруссии, с другой - многие его нововведения рассматриваются как результат влияния Римо-Католической Церкви и западной культуры. С одной стороны, Петр Могила, кажется, был готов идти на уступки, но с другой - был непреклонен в области сохранения православного обряда и развития церковной «инфраструктуры» (его усилиями был перестроен Софийский собор в Киеве, многие храмы Киево-Печерской лавры, восстановлена Десятинная церковь).

Московский митрополит Макарий Булгаков в «Истории Русской Церкви» писал: «Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, - превосходил своим просвещением, еще более - своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения; восстановил в ней многое, прежде ниспровергнутое или разрушенное врагами и положил в ней начало для лучшего порядка вещей. Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России. Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить «Православное Исповедание», принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

Почти 300 лет тело Киевского архипастыря покоилось в склепе под левым клиросом Успенского собора. Но во время Второй мировой войны, в ноябре 1941 года, когда Киев, столица Украины, был оккупирован гитлеровскими войсками, Великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя Петра, поэтому гроб с останками Святителя был полностью уничтожен. Остались только серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова. На руинах Успенского собора археологи установили место захоронения Святителя, определили, из чего был сделан гроб и чем выложен саркофаг... Насколько же пророческими оказались слова митрополита Лазаря Барановича: «Могила скрыла от нас Могилу!».

Но остались его труды! А возле руин Десятинной церкви, взорванной в советское время, до сих пор растет (и цветет в свое время!) липа, посаженная Святителем Петром в 1635 году. По молитвам святителя Петра, в 1993 году началось возрождение его любимого скита - Голосеевской пустыни, упраздненной и разрушенной в советское время. И первую Литургию в ней отслужили в день памяти святого великомученика Иоанна Сочавского (небесного покровителя рода Мовиле), в честь которого Владыка Петр построил в Голосеево первую церковь.

А спустя 55 лет после страшного взрыва Успенского собора, в декабре 1996 года священный Синод Украинской Православной Церкви причислил Киевского митрополита Петра Могилу к лику местночтимых святых.

Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Из древ-не-го молдавского бо-яр-ско-го ро-да, сын Си-ме-о-на Мо-ги-лы, гос-по-да-ря Ва-ла-хии (1600-1601, 1601-1602 годы) и Мол-до-вы (1606-1607 годы). Пе-ре-ехав по-сле смер-ти от-ца (1607 год) в Речь По-спо-ли-ту, Пётр Могила учил-ся во Львов-ской пра-во-слав-ной брат-ской шко-ле и, воз-мож-но, так-же в За-мой-ской ака-де-мии (в городе За-мосць) или в од-ной из кол-ле-гий ие-зуи-тов. По-сту-пив на во-енную служ-бу (около 1617 года), слу-жил при дво-ре сво-его опе-ку-на, гет-ма-на С. Жол-кев-ско-го, уча-ст-во-вал в бит-вах с ос-ма-на-ми под Це-цо-рой (1620 год), под Хо-ти-ном (1621 год).

Ду-хов-ный сан мог при-нять под влия-ни-ем митрополита Ки-ев-ско-го Ио-ва (Бо-рец-ко-го), на-зна-чив-ше-го Петра Могилу сво-им ду-ше-при-каз-чи-ком. Из-бран ар-хи-ман-д-ри-том (16 сентября 1627 года) Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря (бу-ду-щая Кие-во-Пе-чер-ская лав-ра), по не-ко-то-рым дан-ным, ещё до при-ня-тия мо-на-ше-ско-го по-стри-га (1625 или 1627 годы). На вар-шав-ском кон-во-ка-ци-он-ном Сей-ме (1632 год), со-зван-ном по-сле смер-ти польского ко-ро-ля Си-гиз-мун-да III, пра-во-слав-ны-ми шлях-ти-ча-ми Пётр Могила был из-бран ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским (3 ноября 1632 года); по-лу-чил при-ви-лей на ми-тро-по-лию (март 1633 год) от но-вого ко-ро-ля Вла-ди-сла-ва IV, а так-же бла-го-сло-ве-ние и ти-тул «эк-зар-ха свя-то-го апо-столь-ско-го Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пре-сто-ла» (начало апреля 1633 года) от пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Ки-рил-ла Лу-ка-ри-са. Ру-ко-по-ло-жен во Льво-ве (28 апреля 1633 года) ещё при жиз-ни пра-вя-ще-го митрополита Ки-ев-ско-го Ко-пин-ско-го Иса-ии, ко-то-ро-го Пётр Могила вре-мен-но за-клю-чил в Кие-во-Пе-чер-ском мо-на-сты-ре.

В цер-ков-ной по-ли-ти-ке Пётр Могила опи-рал-ся на под-держ-ку пра-во-слав-ной шлях-ты Ре-чи По-спо-ли-той, одоб-ряя в то же вре-мя дей-ст-вия шлях-ти-чей про-тив вол-не-ний ка-за-че-ст-ва на Ук-раи-не. Ис-поль-зуя опыт Рим-ско-ка-то-личской церк-ви, Пётр Могила осу-ще-ст-вил мас-штаб-ные ре-фор-мы, на-прав-лен-ные на цен-тра-ли-за-цию управ-ле-ния ми-тро-по-ли-ей. Был соз-дан выс-ший цер-ков-ный суд - «кон-си-сто-рия», ре-ше-ния ко-то-ро-го долж-ны бы-ли ут-вер-ждать-ся ми-тро-по-ли-том; Петру Могиле под-чи-не-ны ра-нее срав-ни-тель-но са-мо-сто-ятельные пра-во-слав-ные брат-ст-ва; при-ня-ты ме-ры для под-го-тов-ки и вос-пи-та-ния при-ход-ско-го ду-хо-вен-ст-ва , пред-ста-ви-те-ли ко-то-ро-го еже-год-но съез-жа-лись на цер-ков-ные со-бо-ры для ре-ше-ния различных во-про-сов и от-чё-та пе-ред Петром Могилой; кни-ги на тер-ри-то-рии ми-тро-по-лии пе-ча-та-лись толь-ко по-сле их одоб-ре-ния ми-тро-по-ли-том.

В 1631 году Пётр Могила соз-дал при Кие-во-Пе-чер-ском монастырское учи-ли-ще по об-раз-цу кол-ле-гий ие-зуи-тов. В сентбре 1632 года оно бы-ло объ-еди-не-но с дей-ст-во-вав-шей в Кие-ве с 1615 года брат-ской шко-лой гре-ко-славянского про-фи-ля. С 1633 года объ-е-ди-нён-ное учи-ли-ще ста-ло име-но-вать-ся Кие-во-Мо-ги-лян-ской кол-ле-ги-ей (смотри Кие-во-Мо-ги-лян-ская ака-де-мия); Пётр Могила от-крыл её фи-лиа-лы в Вин-ни-це (1638 год) и Яс-сах (1640 год). Пётр Могила ос-но-вал шко-лу при пра-во-слав-ном брат-ст-ве в Кре-мен-це (1636 год), оп-ла-тил обу-че-ние за гра-ни-цей ря-да ду-хов-ных лиц - бу-ду-щих пре-по-да-ва-те-лей кол-ле-гии. В 1640 году про-сил ца-ря Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча от-крыть в Мо-ск-ве мо-на-стырь для ки-ев-ских мо-на-хов, ко-то-рые пре-по-да-ва-ли бы там славянскую и греческую гра-мо-ту. В 1646 году Пётр Могила за-ве-щал кол-ле-гии свою библиотеку и ряд зе-мель-ных вла-де-ний.

Пётр Могила уни-фи-ци-ро-вал ли-тур-гию и об-ряд-ность, из-дав Треб-ник (1646 год, так называемый Треб-ник Пет-ра Мо-ги-лы), со-став-лен-ный на ос-но-ве славянского, греческого и латинского ис-точ-ни-ков. Для учеб-ных це-лей со-ста-вил на латинском языке «Пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние ве-ры ка-фо-ли-че-ской и апо-столь-ской Церк-ви Вос-точ-ной» (об-су-ж-да-лось в 1640 году на со-бо-ре в Кие-ве, ут-вер-жде-но с ис-прав-ле-ния-ми в 1642 году на со-бо-ре в Яс-сах), дол-гое вре-мя счи-тав-шее-ся наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ным из-ло-же-ни-ем ос-нов пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния. Его крат-кая вер-сия - «Ка-те-хи-зис» - без ис-прав-ле-ний, сде-лан-ных в Яс-сах, из-да-на в 1645 году в Кие-ве сна-ча-ла на польском языке, за-тем на ста-ро-ук-ра-ин-ском языке, в 1646 году во Льво-ве, в 1649 году с ис-прав-ле-ния-ми в Мо-ск-ве на цер-ков-но-славянском язы-ке. Пред-став-лен-ные в «Ка-те-хи-зи-се» не-ко-то-рые взгля-ды Петра Могилы, под-вер-жен-ные влия-нию ка-то-ли-циз-ма (например, на вре-мя пре-су-ще-ст-в-ле-ние Свя-тых Да-ров на ли-тур-гии, о чис-ти-ли-ще), бы-ли осу-ж-де-ны со-бо-ром в Мо-ск-ве в 1690 году. Пётр Могила был авто-ром ря-да пре-ди-сло-вий и по-свя-ще-ний; от-ре-дак-ти-ро-вал (или сам пе-ре-вёл с греческого языка) «По-уче-ние» диа-ко-на Ага-пита императору Юс-ти-ниа-ну I. Для уче-ни-ков кол-ле-гии Пётр Могила со-ста-вил мо-раль-но-ди-дак-тическое по-уче-ние «Антологiа». Ему при-пи-сы-ва-ют сочинение «Lithos» на польском языке в за-щи-ту пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния, ли-тур-гии и об-ряд-но-сти и ре-дак-цию мо-раль-но-ас-ке-тического сочинения «Кни-га ду-ши, на-ри-цае-мая зо-ло-то». Нереа-ли-зо-ван-ны-ми ока-за-лись про-ек-ты Петра Могилы по ис-прав-ле-нию тек-ста славянской Биб-лии и но-вый пе-ревод жи-тия святого Си-ме-о-на Ме-таф-ра-ста. Пётр Могила опе-кал ти-по-гра-фию Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря, ос-но-вал ти-по-гра-фии в Ва-ла-хии (Ким-по-лунг, 1635 год; Яс-сы, 1641 год).

В 1643 году Пётр Могила со-вер-шил ка-но-ни-за-цию всех пе-чер-ских под-виж-ни-ков, по-коя-щих-ся в Ближ-них и Даль-них пе-ще-рах Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря, и из-дал текст мо-леб-на с их по-ми-на-ния-ми.

При Петре Могиле бы-ли от-рес-тав-ри-ро-ва-ны в Кие-ве ряд свя-тынь кня-же-ско-го пе-рио-да: Со-фий-ский со-бор, церк-ви Спа-са Пре-об-ра-же-ния на Бе-ре-сто-ве, Трёх свя-ти-те-лей, Ми-хай-лов-ская церкви Вы-ду-бец-ко-го монастыря; рас-чи-ще-ны руи-ны Де-ся-тин-ной церк-ви (при этом об-ре-те-ны ос-тан-ки, ото-жде-ст-в-лён-ные Петру Могиле с мо-ща-ми святого рав-но-апостольного князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча). Об-нов-лён Ус-пен-ский со-бор Кие-во-Пе-чер-ской монастыря, ряд мо-на-сты-рей в Кие-ве.

Пётр Могила не ли-шён был вла-сто-лю-би-вых ам-би-ций; вы-сту-пал за про-ект при-ми-ре-ния пра-во-слав-ной и уни-ат-ской (смотри Бре-ст-ская уния 1596 год) церк-вей (за так называемую но-вую унию) пу-тём соз-да-ния Ки-ев-ско-го пат-ри-ар-ха-та с опо-сре-до-ван-ной за-ви-си-мо-стью от Ри-ма. Та-кая по-зи-ция вы-зы-ва-ла не-од-но-знач-ную оцен-ку сре-ди пра-во-слав-ных ие-рар-хов, часть из ко-то-рых ви-де-ла в этом же-ла-ние Петра Могилы дей-ст-во-вать в уго-ду польским вла-стям.

Пётр Могила был по-хо-ро-нен в Ус-пен-ском со-бо-ре Кие-во-Пе-чер-ско-го монастыря, его мо-ги-ла унич-то-же-на при взры-ве со-бо-ра во вре-мя Великой Отечественной вой-ны. Фи-гу-ра Петра Могилы по-ме-ще-на в скульп-тур-ной ком-по-зи-ции па-мят-ни-ка «Ты-ся-че-ле-тие Рос-сии» (1862 год, ав-тор про-ек-та М.О. Ми-ке-шин). Пётр Могила ка-но-ни-зи-ро-ван в 1996 году Украинской пра-во-слав-ной цер-ко-вью Московского пат-ри-ар-ха-та как ме-ст-ноч-ти-мый свя-той; 8 декабря 2005 года - Русской пра-во-слав-ной цер-ко-вью как об-ще-рус-ский свя-той. День па-мя-ти по ка-лен-да-рю РПЦ - 31 декабря (13 ян-ва-ря).

Сочинения :

Крест Хри-ста Спа-си-те-ля. К., 1632;

Пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние ве-ры... М., 1696;

Ска-за-ния Пет-ра Мо-ги-лы // Ар-хив Юго-За-пад-ной Рос-сии. К., 1887. Т. 7. Ч. 1;

За-ве-ща-ние // Па-мят-ни-ки, из-дан-ные Ки-ев-ской ко-мис-си-ей для раз-бо-ра древ-них ак-тов. 2-е изд. К., 1897. Т. 2. Отд. 1.

Петр Могила - киевский митрополит (1596-1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601-1607), потом Молдавии (1607-1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище П. получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул «великого архимандрита». Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства П. Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого (см.); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и П. Могилою. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, П. соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила, с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем П. Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, П. приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого м-ря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей П. Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил П. Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при П. Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу. Много огорчений доставлял П. Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом П. Могила издал, между прочим, следующие книги: Евангелие Учительное , поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион , сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646). П. Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. и Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге П. Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645). Для изданной П. М. книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам П. доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см. Лифос) П. принимал большое участие. Из проповедей П. Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861-62 г. Наконец, П. Могилой были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст. См. Голубев, «П. Могила и его сподвижники» (т. 1, до начала служения П. Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский, «Историческое извещение об унии»; Крачковский, «Очерки униатской жизни»; проф. Тарновский, «П. Могила» (в «Киевской Старине» 1882, № 4); Левицкий, «Уния и Петро Могила».

(1596–1647)

Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции - Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского , так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600-1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году - господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники.

Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах - в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете.

Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование.

С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках.

В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

Под его руководством состоялось в 1628 году осуждение «Апологии» Мелетия (Смотрицкого).

Будучи номинально подчинён напрямую Константинопольскому патриарху как ставропигиальный «великий архимандрит,» был неподвластен Киевскому митрополиту. Петр был близок с митрополитом Иовом (Борецким) - последний, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Но с его преемником, митрополитом Исаией (Копинским), у Петра сложились менее доверительные отношения - по мнению некоторых историков, враждебные. Этим протвостоянием, возможно, было обусловлено то, что Петр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве невзирая на уже существующую Киевское братское училище.

Архимандрит Петр положил много сил и на основание нового высшего духовного училища при Лавре - первого в своем роде в восточнославянских землях. По возвращении посланных за границу юношей он поставил их учителями, а также взял ученых из Львовского братства. Организовал в Лавре первое общежитие для бедных учеников, дав для содержания училища несколько деревень из своего имения и лаврских волостей. Новое училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» открылось в 1631 году. Вскоре, когда киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти Константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. Это дело благословили патриарх Константинопольский Кирилл (Лукарь), митрополит Киевский Исаия (Копинский-Борисович), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и лаврское братство.

К тому времени польский престолонаследник королевич Владислав показал себя готовым дать православным право легального существования, выработав соответственный законопроект в комиссии сейма. Архимандрит Петр, находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения требований. Когда пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, по которым в первый раз после заключения Брестской унии в Речи Посполитой было на государственном уровне торжественно признано существование православной Киевской митрополии и четырех епархий. Одним из условий легализации Православной Церкви было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Тогда же на сейме митрополит Исаия был объявлен лишенным сана и православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу), с сохранением за ним лаврского архимандритства. Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке православного русского населения Речи Посполитой, а прежняя православная иерархия, перенесшая тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялась на сторону Русской Православной Церкви и Москвы. Кроме того архимандрит Петр поставил на вид православным делегатам сейма то что борьба с униатами теперь только разгорается, а дряхлый митрополит Исаия не сможет вести ее достаточно энергично.

Тут же на сейме, уже как избранный митрополит, Петр начал ходатайствовать о преобразовании устроенной им Братско-Богоявленской школы в академию. Римо-католическое и униатское духовенство, а также некоторые из знатнейших членов сейма решительно воспротивились этому. Но король не решился восстанавливать против себя православных и, по неотступному ходатайству Петра дал ему привилегию, где вместо академии училище было названо коллегий с пространным курсом богословия и философии.

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию. Однако, среди православных оставались и сторонники удалённого митрополита Исаии, которые винили Петра в личном честолюбии. Поэтому Петр устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове. Здесь на Фоминой неделе 28 апреля 1633 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого, а прежний митрополит Исаия был «деградован.» Рукоположение возглавил Львовский епископ, пользуясь полномочиями экзарха Константинопольского патриарха. Затем новопоставленный митрополит отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевезти в Лавру.

По вступлении на митрополичий престол приступил к устроению Киевской коллегии, которая неизменно пользовалась его особым вниманием и получила в его честь название Могилянской. Она была вполне устроена и обеспечена, хотя и претерпевала притеснения киевского воеводы. Киево-Могилянская коллегия стала первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Чтобы противостать современной римо-католической учености на том же уровне, митрополит Петр позаимствовал весь строй новой школы с латино-польских образцов, которые таким образом привил в южно-русской православной среде. Впоследствии митрополит завел еще и низшее училище в Виннице.

Вернул и восстановил ряд древних киевских святынь. Он возвратил захваченные ранее униатами Софийский собор и Выдубицкий монастырь. Восстановил и устроил храм Спаса на Берестове и храм трех Святителей - последний отдал Братскому мастырю. В 1635 году были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви, под развалинами которой обрели мощи равноапостольного князя Владимира. Близ руин митрополит Петр в том же году посадил липу. Средства для восстановления церквей и монастырей поступали из лавры, из личного имущества митрополита, из пожертвований благочестивых людей, из пожалований Московского царя.

Большое внимание обращал на издание церковных книг, причем требовал, чтобы никакие книги не печатались без сличения их с греческими подлинниками. Были значительно пересмотрены, пополнены и изданы Служебник, Цветная Триодь и Требник с важными наставлениями для священнослужителей. Божественные службы при митрополите стали совершаться особо торжественно и благолепно. Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия - один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник. При этом

При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский.

Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского «Исповедания веры» под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смущение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника «Λίθος , или Камень», а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. «Исповедания Петра Могилы» (см. подробнее).

В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций «Исповедания» в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.

Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим. Жизнь вёл строго аскетическую. Благоговел перед Киево-Печерской Лаврой и считал ее местом особенного присутствия Божьего.

Перед смертью завещал Киевской коллегии свою библиотеку, приобретенную для нее недвижимую собственность и значительную сумму денег, а наставников ее обязал, чтобы они жили по его правилам и каждый четверг совершали о нем поминовение. Много завещал он Лавре и другим монастырям и церквам, воздвигнутым им из развалин. Скончался 31 декабря 1646 года, в ночь на 1647 год. Согласно завещанию, был погребен в склепе Успенской великой церкви Киево-Печерской Лавры, под левым клиросом в средней части храма.

Тело митрополита Петра почивало на месте погребения вплоть до Второй мировой войны. В ноябре 1941 года Великую лаврскую церковь взорвали, причем взрывчатку заложили именно возле места погребения святителя. Гроб с останками оказался полностью уничтожен, сохранились лишь серебряные пластины с родовым гербом и эпитафией, которые в 1982 году были найдены при раскопках археологической экспедицией под руководством В. Харламова.

Тропарь, глас 4

Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

Кондак, глас 2

Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне непремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то