Мистика незримой красной нити судьбы. Какие богини плетут нити судьбы Нити судьбы мифология

Однако «Мойры» - не единственное обозначение судьбы у греков. Например, Гомер употребляет более десятка выражений для обозначения судьбы (ведь и мы говорим: доля, судьба, участь, удел и т. д.). Мойры у него обычно сопровождалась эпитетами «злая», «пагубная». Из остальных выражений наиболее любопытно слово «айса», в котором можно усматривать судьбу, подвластную воле человека. Это уже звучит оптимистичнее: перед Мойрами человек бессилен, но вопреки Айсе человек действует скорее своевольно, подчиняясь гордыне или страсти, и эти действия нельзя считать неизбежными. В этом смысле можно понимать некоторые стихи у Гомера, например в знаменитой сцене прощания Гектора с Андромахой, в которой Гектор говорит дословно: «Вопреки Айсе никто не пошлет меня к Аиду; но, думаю, Мойры не избежит ни один человек, ни великий, ни низкий, коль он родился на свет». Однако во многих переводах Гомера на современные языки (в том числе и на русский) различие между М. и Айсой стирается, и оба выражения переводятся одним и тем же словом «судьба».

Греки представляли себе Мойр в виде серьезных старух. Клото обычно изображали с веретеном в руке, Лахесис - с меркой или весами, Атропос - с книгой жизни, солнечными часами или ножницами, которыми она перерезала нить жизни. Античных изображений Мойр сохранилось мало. Самое выдающееся из них находилось на восточном фронтоне Парфенона (было создано Фидием или, по крайней мере, его учениками), но в прошлом веке было увезено в Англию и теперь находится в Британском музее (см. также « »).

Известно выражение «нить жизни»: «…И покамест жизни нить/Старой там прядется…» - A.C. Пушкин, «Опытность»

(1814). Образ Мойр встречается в литературе: «[Гоголь] пал последнею жертвою той трагической мойры, которая тяготела… над русскими поэтами» - Ап. Григорьев, «0 комедии Островского».

Маленькая дроу сидела в темном углу комнаты и плела кружево. Нить аккуратно следовала за нитью, создавая невероятный узор... Девочка улыбнулась, внимательно следя за руками. Дверь неожиданно распахнулась и на пороге появился ВЗРОСЛЫЙ дроу... Ее отец... Малышка попыталась спрятать рукоделие, но не успела... - Илири, опять кружева плетешь? - возмущенно произнес ее отец. - Но папа..., - попыталась спорить Илири - Что папа??? А что тебе говорил? Ты - наследница нашего рода..., - дальше девочка привычно отключилась, пережидая нотацию. - ... соответствовать своему статусу... Больше никаких кружев, вышивания и тому подобного! - на этой ноте отец, поняв, что его дочь не слушает, мысленно выругался и вышел. А Илири привычно пожала плечами и продолжила свое занятие. В комнату серой тенью скользнула светлая эльфийка. Улыбнувшись подруге, она осмотрела ее почти законченную работу и они вместе принялись искать ошибки в плетение. Не найдя их, эльфийка от души похвалила Илири, даже покрасневшую от смущение, так редко она слышала такие слова... Шли годы. Илири, не смотря на активное сопротивление отца продолжала заниматься любимым делом... Из-за чего заслужила прозвище Кружевница. Ее кружевами любовались все, с каждым годом девушка ткала все более сложные узоры, и, однажды, они обрели цвет и форму, став судьбами. Илири уединилась в тихой башне, наедине со своим рукоделием и только Аэроми, ее светлой подруге, удалось ее вытащить из укромного уголка на ежегодный бал, проходящий у светлых эльфов. На бал дроу одела легкое платье из своих старых, обычных, кружев. Она не собиралась ни на кого производить впечатление, просто встала в уголке, мечтая оказаться в своей тихой башенке... Но вдруг увидела ЕГО... Волосы цвета вороного крыла гривой стекали за спину, посмотрев один раз на него, она утонула в темно-зеленых глазах эльфа. Тот целый вечер танцевал с другими девушками, а Илири... Она просто стояла и смотрела... Приехав домой, она не села, как обычно, за станок, а долго смотрела вдаль. Ее размышления прервал тихий бархатный голос за спиной. - Здравствуйте... Илири, - обернувшись, темная эльфийка утонула в темно-зеленый глазах эльфа. Это был самый счастливый вечер в ее жизни, а потом... - Уходи, Диорэль..., - тихо попросила она и столкнулась с взглядом, полным чистого недоумения. - Уходи, - тихо повторила она. И эльф, ничего не спрашивая, ушел. Илири расплакалась, но постепенно боль прошла... Творящая судьбы должна быть одна, одинока, и с этим ничего не поделать. Она сотни раз спрашивала себя "Почему???" и сотни раз не находила ответа... У нее остался лишь долг и ничего более...

Северные богини судьбы, норны, никак не подчиняются другим богам, их нельзя оспорить и повлиять на их предсказания. Норны – три сестры, вероятно, потомки великана Hep, от которого произошла Нотт (ночь). После того как закончился золотой век и грех прокрался даже в божественные дома в Асгарде, норны явились под ясенем Иггдрасилем и поселились у источника Урд. По мнению некоторых мифологов, их миссия заключалась в том, что они должны предупреждать богов о грядущем зле, убеждать их жить в добре в настоящем и учить их на примерах прошлого.

Их имена Урд, Верданди и Скульд, и они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Их главное занятие состояло в прядении нити судьбы. Кроме того, они должны поливать корни священного дерева водой из источника Урд и подсыпать свежую землю, чтобы дерево оставалось вечно зеленым.

Там же явились
три девы-провидицы,
там поселились
под древом они:
первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
узел нарекали...
(Старшая Эдда. Прорицание вёльвы.)(Перевод В. Тихомирова)

Согласно некоторым источникам, норны неустанно следили за золотыми яблоками, росшими на ветвях Дерева жизни, опыта и познания, и не разрешали никому, кроме богини Идунн, срывать их. Это были молодильные яблоки, благодаря которым боги сохраняли молодость.

Порой норны также кормили и нежно заботились о двух лебедях, плававших по зеркальной поверхности источника Урд. Предполагается, что от этой пары лебедей произошли все лебеди на земле. Иногда норны, облачившись в лебединое оперенье, посещали землю и веселились как русалки на берегу моря, а также в различных реках и озерах, время от времени являясь смертным, предсказывая им будущее и давая мудрые советы.

Нити судьбы, которые плели норны

Порой норны плели настолько длинные нити судьбы, что, когда одна из них стояла на высокой горе на дальнем востоке, другая в это время находилась далеко в море на западе. Нити, которые они пряли, напоминали веревки и отличались по цвету, в зависимости от характера предстоящих событий. Черная нить, протянутая с севера на юг, непременно считалась предзнаменованием смерти. И когда сестры работали челноком, они пели торжественную песню. Они не пряли в соответствии со своими желаниями, но слепо подчинялись желаниям Орлог, вечному закону вселенной, старше, нежели они, и высшей силе, у которой, очевидно, не было ни начала, ни конца.

Две норны, Урд и Верданди, плели нити, в то время как третья безжалостно разрывала их, очень часто, почти законченные, разбрасывая остатки по ветру. Как олицетворение времени норны представлены как сестры разного возраста и характера. Урд (Вурд, то есть «судьба», «прошедшее») предстает очень старой и немощной, постоянно оглядывающейся назад, поглощенной размышлениями о прошедших событиях и ушедших людях. Верданди (становление, настоящее), вторая сестра, молодая, активная и бесстрашная, прямо смотрит перед собой. В то время как Скульд (долг, будущее) представляется окутанной в плотную вуаль, с головой, повернутой в сторону противоположную топ, куда смотрит Урд, держащей в руках нераскрытую книгу или неразвернутый свиток.

Ежедневно норн навещали боги, любившие советоваться с ними, и даже Один часто спускался к источнику Урд, чтобы обратиться к ним за помощью. Они отвечали на его вопросы, но обходили молчанием лишь те, которые касались его судьбы или судьбы других богов.

Ехал верхом он долго и быстро
К истокам великого Древа жизни.
К священному источнику искал он дорогу,
К трем сестрам – вещуньям.
Первая – Урд, норна прошедшего,
Взгляд устремлен ее назад,
Не может она рассказать настоящего, и
Будущего поведать.
Верданди держит книгу с раскрытой страницей,
Темные тени на ней, скорбь предвещающие,
Тени, что бродят над Асгардом -
Зло приносящие.
Но не на этой странице секрет,
Что Вальхаллу может спасти.
Третья сестра – самая юная, Скульд -
Будущее предсказывающая,
стоит, глядя в сторону,
И, как ни просят ее, сохраняет молчание,
Смахивая при этом слезу.
(Док. Джонс. Вальхалла)

Другие духи-покровители

Кроме трех главных норн было еще много других, не таких важных, которые являлись духами-покровителями людей, к которым они часто являлись, щедро одаривая подарками, и почти всегда присутствующими при рождении, заключении браков и смертях.

О, многочисленна их родня, и кто им непременно скажет
обо всем?
Именно они правят народом, и звезды гаснут и зажигаются
по их воле.
(Уильям Моррис. Сигурд Вёльсунг)

История Норнагеста

Однажды три сестры посетили Данию и пришли в дом одного знатного человека в тот момент, когда у него появился на свет первый ребенок. Войдя в комнату, где лежала мать ребенка, первая норна пообещала, что он будет храбрым и красивым, вторая – что он будет удачливым и великим поэтом-скальдом. Эти предсказания наполнили сердца родителей радостью. Между тем эта новость стала известна соседям, и они устремились в дом. Любопытная толпа заполнила жилище, при этом кто-то в толчее грубо столкнул третью норну со стула.

Придя от этого оскорбления в ярость, Скульд с гордостью поднялась и заявила, что дары сестер бесполезны, поскольку она предсказывает, что ребенок проживет столько, сколько будет гореть свечка у его колыбели. Эти зловещие слова наполнили материнское сердце ужасом, и трясущимися руками она прижала дитя к груди, так как свеча догорала и скоро должна была погаснуть. Самая старшая из норн не захотела, чтобы ее предсказание оказалось пустым, и в то же время она не могла заставить свою сестру взять слова обратно. Поэтому быстро схватила свечу, потушила огонь и отдала дымящийся огарок матери ребенка, велев ей впредь не зажигать свечу, пока сын не устанет от жизни.

Ночью в жилище норны входили,
решая, какой быть принца судьбе.
(Старшая Эдда)

Мальчика называли Норнагест, в честь норн, и он вырос красивым, смелым и талантливым, таким, каким любая мать пожелала бы увидеть своего ребенка. Когда он стал достаточно взрослым, чтобы понять серьезность беспокойства матери, она рассказала ему историю о визите норн и дала ему огарок свечи, который он тщательно хранил, спрятав вовнутрь арфы. Когда родители умерли, Норнагест отправился странствовать по миру, отличаясь в многочисленных сражениях и слагая свои героические песни. Так как он был восторженным и обладал поэтическим складом ума, он еще не скоро устал от жизни. В то время как другие герои становились старыми и покрывались морщинами, он оставался молодым как телом, так и душой. Поэтому он явился свидетелем волнующих деяний героических лет, был хорошим товарищем древним воинам и, прожив триста лет, явился свидетелем того, как на смену старым языческим богам пришло христианство. В конце концов Норнагест пришел ко двору короля Олава Тригвессона, который, по своему обыкновению, почти что насильно обратил его на путь истинной веры, заставив принять крещение. Затем, желая убедить людей, что время суеверий прошло, король заставил старого скальда достать и зажечь свечу, которую он так тщательно хранил более трех веков.

Несмотря на свое недавнее обращение в христианство, Норнагест с волнением наблюдал, как мерцало пламя, и, когда, в конце концов, свеча догорела, он безжизненно опустился на землю, доказав этим, что, несмотря на то что принял крещение, он все еще верил в предсказание норн.

В Средние века и позднее норны фигурировали во многих сюжетах и мифах, появляясь в качестве волшебниц или ведьм, как, например, в сказке «Спящая красавица» или в трагедии Шекспира «Макбет».

Первая ведьма
Когда средь молний, в дождь и гром
Мы вновь увидимся втроем?
Вторая ведьма
Когда один из воевод
Другого в битве разобьет.
Третья ведьма
Заря решит ее исход.
(В. Шекспир. Макбет.)(Перевод Б. Пастернака)

Иногда норн называли валами, или пророчицами, так как они обладали силой предсказывать судьбы, силой, которая почиталась народами Северной Европы, полагавшими, что ей обладают лишь женщины. Предсказания вал никогда не оспаривали и говорили, что римский полководец Друз был так напуган пророчеством одной из них, Веледы, предостерегшей его от перехода через Эльбу, что действительно отступил. Она также предсказала ему приближение смерти, которая вскоре наступила из-за падения с лошади.

Эти пророчицы, известные также как идисы, дисы и хагедисы, отправлявшие культы в местах поклонений в лесах и в священных рощах, всегда сопровождали захватнические армии. Верхом впереди войска или в середине его, они неистово побуждали воинов к победе, а когда же бой был закончен, часто разрезали орлов над телами пленных. Кровь собиралась в огромные чаны, куда дисы окунали руки по самые плечи, перед тем как присоединиться к диким пляскам, которые заканчивали церемонии.

Вполне очевидно, почему люди так боялись этих женщин. Чтобы их умилостивить, им приносились жертвоприношения, и в более поздние времена их причислили к ведьмам, живущим на горе Броккен, или Блоксберг, и пляшущим в Вальпургиеву ночь.

Кроме норн, или дис, на которых смотрели как божеств-покровительниц, народы Северной Европы приписывали каждому человеческому существу духа-защитника, именуемого Фильгье, который сопровождал человека всю жизнь либо в человеческом облике, либо в обличье животного, вплоть до смерти человека оставаясь невидимым для всех, за исключением нескольких посвященных.

Аллегорическое значение норн и их нитей судьбы слишком очевидно и не нуждается в объяснении. Тем не менее некоторые мифологи причисляют их к духам воздуха, при этом пряжа представляется сонмом туч или туманом, покрывающим скалы и деревья, тянущимся от горы к горе, разрываемым неожиданно налетевшим резким ветром. Согласно некоторым источникам, третья норна – Скульд – была одной из валькирий, другие ассоциируют ее с наводящей на всех ужас богиней смерти Хель.

С древних времен подмечено, что век у всякого человека складывается особенным образом, не похоже на других. Принято было верить, что руководят этими процессами боги, никак не меньше. Люди описывали их и пытались договориться, чтобы выпросить долю получше. Греки считали, что их за руку ведут Мойры - богини судьбы. Это три сестры, стоящие в сторонке от общего Пантеона. Давайте познакомимся с ними поближе, может, пригодится кому в жизни.

Мойры - богини судьбы

Довольно показателен тот факт, что при формировании понятий о роке людьми руководил страх. Они боялись неведомой силы, довлеющей над ними. Ни избавиться от нее, ни как-то повлиять на то, что предначертано, казалось невозможным. Кстати, нынешние мыслители недалеко ушли от людей древности. Говорят все то же, судьба каждого члена общества предначертана еще до рождения, от нашей воли зависят только мелочи.

Древние люди связывали свои представления о будущем поначалу с материальными объектами. Например, судьба могла заключаться в камне или головешке от костра. Разбив этот предмет, можно было забрать чужую долю. С развитием абстрактного мышления, образ богов становился сложнее. Высшие существа обретали черты, характеры, наделялись волей, целями и обязанностями. Так и возникли в общем представлении Мойры - богини судьбы. Это представительницы темного мира, невидимые для людей, но держащие в руках жизнь и счастье каждого. Относились к ним почтительно и боязливо. Это доказывает тот факт, что изображений Мойр практически не осталось. Древние люди страшились их гнева пуще, чем реальных опасностей.

Три сестры и их родители

С развитием представлений о божествах, высших существ стали окутывать легендами и поверьями. Мойр считали сестрами и изображали (описывали) в виде прядильщиц, бесконечно работающих над нитями судеб. Со временем встал вопрос об их происхождении.

Древняя мифология содержит довольно путаные сведения по этому поводу. Принято считать, что Мойры (богини судьбы) - дочери Зевса и Фемиды. Иногда рассказывали, что сестриц породила Ночь, создавшая также Смерть.

В любом случае Мойры являются полноправными хозяйками доли каждого человека. Без их ведома или согласия невозможно предпринять ничего, от простого сбора урожая, до дальнего путешествия. От рождения до смерти, как считали жители Древней Греции, человека сопровождают Мойры - богини судьбы. Имена этих высших существ: Лхесис, Клото и Атропос. Давайте скажем о каждой пару слов.

О разделении обязанностей

Судьба - понятие довольно обширное. Греки делили ее на три части. Первая определялась еще до рождения. Лахесис отвечала за эту работу. Ее считали дающей жребий. Одни от нее получали безбедную жизнь, другие славу, а большинство населения - тяжкую, трудную долю.

Пришедшего в мир человека сопровождала Клото - прядущая. Она так и выглядит на редких изображениях: женщина, изготавливающая из шерсти нить. Рядом с ней постоянно находится третья сестра - Атропос. У нее в руках книга и ножницы - инструмент Смерти. Эта богиня вольна в любой момент перерезать нить судьбы человека. Она наблюдает за каждым и оценивает его действия. Проявишь непокорность, совершишь ошибку, она тут же примет радикальное решение по поводу твоего земного существования.

Таким образом, Мойры (богини судьбы) наделялись собственными задачами. Интересно, не из этих ли представлений развилась идея разделения труда? Наука такой вопрос не рассматривала.

Мойры (богини судьбы): атрибуты

У каждой из сестер были собственные инструменты, при помощи которых они влияли на долю человека. Лахесис держит в руках веретено (по другим версиям - измерительный прибор). С его помощью она каждому выделяет положенный кусочек нити - судьбы. Греки считали, что происходит это еще до рождения человека. Если хорошо попросить, то можно узнать заранее свой срок пребывания в том мире.

Атрибут Клото - сама нить. Эта богиня создает судьбу, не прерывая процесса прядения. Атропос же контролирует, чтобы никто из смертных не получил лишнего. Ее задача вовремя оборвать нить (ножницами перерезать). Надо отметить, что атрибутику Мойры получили значительно позже того времени, когда их образы окончательно сформировались в обществе.

Рок или судьба - понятия более древние, чем ткачество. С развитием ремесел люди пытались приписать пользование инструментами богам. Таким образом, Мойры и обрели свои атрибуты, которые идеально подходили к сформированным в верованиях задачам. А есть ли на самом деле у вашей судьбы высшие покровители? Как думаете?

Наузы - это древнее славянское плетение узлов, направленное на привлечение желаемого. Наузы плетут из всего, что поддается плетению: нитки, волосы, веревки, ленты. Их можно использовать для защиты от порчи и сглаза, для привлечения любви, денег, укрепления здоровья, а также для исполнения желания.

В чем магия славянских наузов? Во-первых, при создании наузов человек впадает в транс, при этом в узелки он вкладывает свою энергию. Во время плетения узелков можно загадать желание или подумать о том, что бы вы хотели иметь в реальной жизни.

Славянские наузы и по сей день являются одними из сильнейших оберегов. Их действие довольно разнообразно. Одни узелки приносят удачу, другие – материальное благополучие, третьи – любовь и так далее. Магическое действие узелка распространялось только на его носителя. Наузы рекомендуется носить либо на шее, либо на запястье руки. Современные люди носят магические браслеты на запястье с ниткой красного цвета.

Привычные фразы, которые мы в повседневной жизни произносим не задумываясь: «все запуталось», «нить судьбы», «клубок противоречий» так или иначе связаны с нитями, даже если мы об этом накрепко забыли. Про происхождение слов «семейные узы», «надежный союзник», «узник совести» мы ничего не знаем. А родом они из нашей глубокой древности, из тех времен, когда искусство прядения и ткачества играло огромную роль в жизни каждой семьи, каждой женщины, девушки, девочки. Работая, не покладая рук, длинными зимними вечерами они точно знали, что труд их не только приносит материальное благополучие, но и имеет мистическое значение.

Одежда, вышивка на ней, вязанные вещи, которые сопровождают всех членов семьи, согревают их, а еще оберегают от чужого недоброго взгляда, от происков врагов и воров, а мужей и возлюбленных от чар коварных разлучниц, в ходу и сегодня. Такой же силой обладает рукоделие, обильно украшающее жилище. Оно хранит в доме счастье и достаток, мир и здоровье домочадцев. А вот про наузы особенные нити с узелками многие забыли.

Макошь – великая пряха

Такие представления о волшебной силе нитей, их переплетений, узелков, искусства ткачества возникли не на пустом месте. Пряхой была сама Богиня Судьбы – Великая Макошь. Только пряла она нити для рубахи или сарафана, как обычные женщины. Из-под её веретена выходили нити судьбы. В её власти было наделить человека, простыми радостями земного счастья на долгие годы, а кому-то послать великие испытания, собрав суровые нити в запутанный клубок и завязать на них самые хитрые и сложные узлы.

В народе сказки волшебные ходили, что некоторым людям удавалось найти дорогу, чтобы встретиться с Макошью. Таким счастливчикам случалось полностью изменить свою судьбу.

Делилась частичками своего искусства Макошь и с земными женщинами. Таких искусниц, знающих, как вязать наузы на любовь суженного или на здоровье родившегося младенца, называли наузницами и особо почитали в северных славянских селениях. Часть их знаний сохранилась до наших дней.

Наузницы – владеют секретами Великой Макоши

Наузниц славяне считали ворожеями. К ним ходили за помощью в сложных жизненных ситуациях, когда предстояло ответственное событие или просто надо было принять серьезное решение. Вместе с советом мудрая женщина всегда давала нитку с навязанными на ней узелками, которую надо было сохранить в особенном укромном местечке: дома, на одежде отправляющегося на сечу воина, в упряжи его коня, на ручках и ножках детворы, которая по двору носится.

Вместе с волшебными наузами наузницы охотно делились своими знаниями с теми женщинами, которые готовы были терпеливо познавать это древнее искусство. Простейшие наузы могла вязать почти каждая славянка и оберегать им свои нехитрые быт и счастье. Кроме волшебных наговоров, которые надо было произносить, когда узелки вяжутся, необходимо было запомнить технику вязания и то, из каких нитей, какой длины и цвета должны быть наузы. Такой премудростью удавалось овладеть лишь к зрелому возрасту.

С крещением Руси наузницы стали восприниматься церковью как ведьмы. Более того, все женщины, которые умели плести кружево, считались ведьмами: они же завязывали тысячи узелков, а это точно не к добру.

Овладеть традиционным славянским волшебством, научиться вязать наузы можно и сейчас. Издательство "Северная сказка" собранные по крупицам знания публикует в своих книгах. Иметь их дома и понемногу знакомиться с наследием великих предков может позволить себе каждый.

Источник

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то