Биография епископа святогорской лавры алипий. Алипий, архиепископ (Гаманович Николай Михайлович). Отношение к автокефалии УПЦ

Православный старец, кандидат богословия. Выступает за единение Русской и Украинской православных церквей.

Василий Семёнович Погребняк родился 21 июня 1945 года в посёлке Малиевка Боровского района Харьковской области Украины в крестьянской семье. По собственным словам, в условиях репрессий против священников округи со стороны Советской власти, приобщился к православной вере и научился читать на церковно-славянском языке в местной общине "катакомбников" (православных, совершавших богослужения подпольно).

После окончания средней школы работал пастухом в колхозе и почтальоном.

С 1964 по 1966 годах служил в Советской армии, в 1966-1970 годах учился в Московской духовной семинарии.

В 1968 году был пострижен в монахи в . Рукоположён в иеродиакона.

В 1970 году рукоположён в иеромонаха. В 1974 году окончил Московскую духовную академию.

В 1977 году назначен настоятелем Петропавловского храма в городе Красный Лиман Донецкой области (Украина).

С 1984 года - настоятель Богородице-Рождественского храма в селе Крестище Славянского района Донецкой области.

С 1985 года - настоятель Покровского кафедрального собора в Воронеже, фактически исполнял обязанности главы Воронежской епархии

В 1989 году по состоянию здоровья был выведен за церковный штат, а в 1991 году вновь назначен настоятелем Петропавловского храма в Красном Лимане и возведен в сан архимандрита. В 1991 году рукоположен в епископа Донецкого и Славянского.

22 января 1992 года отказался подписать обращение Собора Украинской Православной Церкви к патриарху Московскому и всей Руси Алексию II с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви (выведении ее из юрисдикции Московского патриархата), за что митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) (впоследствии преданном анафеме РПЦ) был отстранён от управления Донецкой епархией и назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской митрополии.

Отказался, по состоянию здоровья переезжать в Киев, оставшись в Красном Лимане. Ряд приходов Донецкой епархии продолжал считать отца Алипия епископом Донецким и Славянским, отказавшись признать полномочия новоназначенного из Киева митрополита Леонтия.

Был участником Харьковского Архиерейского Собора 1992 года, после чего вернулся к управлению Донецкой епархией.

8 декабря 1992 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви по собственной просьбе, в связи с ухудшившимся состоянием здоровья был отправлен на покой.

В 1994 году был назначен епископом Горловским и Славянским, а с 3 мая до 12 сентября 1996 года временно управлял Донецкой епархией.

11 июня 1997 года решением Священного Синода Украинской Церкви по собственной просьбе снова почислен за штат по болезни. Принял великую схиму.

16 сентября 2014 года назначен епископом Краснолиманским, викарием Горловской епархии. 4 октября 2014 года возведён в сан архиепископа.

Интересные факты об Архиепископе Алипие (Погребняке)

  • Тема кандидатской диссертации отца Алипия - "Любовь ко Христу как основа аскетического подвига по учению преподобного Макария Египетского"

ФИО: Погребняк Василий Семёнович.

Дата рождения: 21.06.1945 г.

Дата архиерейской хиротонии: 06.10.1991 г.

Родился 21 июня 1945 года в посёлке Малиевка Боровского района Харьковской области Украины в крестьянской семье.

В 1966–1970 годах учился в Московской духовной семинарии. 1968 году принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. Ректором МДАиС Филаретом (Вахромеевым) рукоположен во иеродиакона.

В 1970 году был рукоположен в сан иеромонаха епископом Платоном (Лобанковым).

В 1970–1974 годах учился в Московской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия.

В 1977–1984 годах служил настоятелем Петропавловского храма в городе Красный Лиман в Донецкой области.

В 1984 году был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Крестище Славянского района Донецкой области.

В 1985–1989 годах был настоятелем Покровского кафедрального собора в Воронеже.

В 1989–1990 годах находился за штатом по болезни.

В 1991 году вновь был назначен настоятелем Петропавловского храма Красном Лимане, возведён в сан архимандрита.

6 октября 1991 года в Донецке был хиротонисан во епископа Донецкого и Славянского. Чин хиротонии совершили митрополит Филарет (Денисенко), епископы Василий (Васильцев), Василий (Злотолинский), Глеб (Савин) и Иоанникий (Кобзев).

22 января 1992 года отказался подписать обращение Собора Украинской Православной Церкви, созванного по инициативе митрополита Киевского Филарета (Денисенко, впоследствии анафематствован), к патриарху Московскому и всей Руси Алексию II с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской Церкви. На следующий день, 23 января, митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) епископ Алипий (Погребняк) был отстранён от управления Донецкой епархией.

Был участником Харьковского Архиерейского Собора 27–28 мая 1992 года, на котором было принято решение об отлучении от сана и запрещении в священнослужении митрополита Филарета (Денисенко), внёсшего смуту и раскол в Церковь, а также избран новый предстоятель Украинской Православной Церкви - митрополит Владимир (Сабодан). После Харьковского собора преосвященнейший Алипий вернулся к управлению Донецкой епархией.

Однако, по его собственным словам, «постоянные ухудшения здоровья мешали в полной мере осуществлять архиерейское служение». 8 декабря 1992 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Киевского Владимира (Сабодана) по собственной просьбе преосвященнейший Алипий был почислен на покой.

29 июля 1994 года епископ Алипий был назначен епископом Горловским и Славянским. С 3 мая до 12 сентября 1996 года временно управлял Донецкой епархией.

Владыка Схиархиепископ Алипий (Погребняк), ныне викарий Горловской епархии, в этом видео рассказывает о пророчестве прп. Иоанна (Стрельцова). Преподобный Иоанн Стрельцов был канонизирован со всеми Святогорскими святыми в один день. В день своей смерти 11/24 сентября 1970 г. отец Иоанн, несмотря на болезнь, смог подняться и отслужить еще Божественную литургию, за которой приобщился Святых Таин и предсказал: «Хоть вы меня и в с. Покровском похороните, все равно я мощами в Святых Горах лежать буду, меня перенесут, вы приедете и будем там вместе Богу молиться». Так и случилось, как батюшка сказал. Когда владыке Алипию было еще 8 лет, прп. Иоанн указывая на владыку сказал, что ты будешь «Святые горы» (т. е. Святогорский монастырь в Луганской обл.) открывать, что Святогорск наберет такой славы, которой и раньше не было. Все думали,что батюшка так утешал и не верилось ведь это были 1950-е годы. Батюшка духовным чадам говорил, что придет время и Советский Союз лопнет, об этом говорит владыка в первой части… О монархии: «Всегда надо помнить что мы Святая Русь! и что это не мы себе присвоили, а другие народы нашу землю назвали Святой Русью! И помню такие предсказание о возрождении Святой Руси. Отец Иоанн говорил, что, к стыду, разделится славянский народ границы понастроит, а потом Господь пошлет великое бедствие на землю. Начнется с маленького государства на Ближнем Востоке (Сирия?). Весь мир втянется, и эта война, говорил, так подействует на славянские народы, что они эти границы разрушат, и снова будет единое государство. Это бедствие подготовит Святую Русь к принятию помазанника Божия. Вот еще я маленький мальчик был, старые святогорские монахи и старцы говорили о том, что еще должна быть монархия на Святой Руси. Конечно, в советское время с трудом верилось в это, но я думаю, что сколько тех пророчеств, которые говорил отец Иоанн, в моей жизни все исполнилось, а для Бога нет ничего невозможного. Так что нам главная задача возродить Православие на Святой Руси, а если возродиться Православие тогда и все будет. Взыщите, прежде всего, царствия Божия и все остальное приложится вам – так Господь говорит». Владыка передал нам пророчества прп. Иоанна (Стрельцова). Также, когда мы были у владыки, он рассказал нам, что прп. Иоанн сказал ему так: «Придет время и Советский Союз лопнет, Святогорский монастырь на весь мир прославится, и звук колоколов будет слышно и в Красном Лимане, — указав на владыку сказал, — а ты, деточка, Святые горы восстанавливать будешь, придет время и Царя на престол помажешь». Владыка объяснил, что он это понял так, что доживет до того момента, когда возродится монархия на Святой Руси. Он будет служить с другими Архиереями Литургию, на которой и помажут Царя на престол. Владыка сказал, что все благословения уже сбылись, и это осталось теперь последнее…

РОССИЯ НЕ ПОДНИМЕТСЯ, пока не осознает, КТО был наш Русский Царь Николай . Без истинного Покаяния [России] нет истинного Прославления Царя. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, Царь Николай Своими страданиями СПАС НАС. Если бы не муки Царя, России бы НЕ БЫЛО! Осознать должна Россия, что БЕЗ БОГА — ни до порога, БЕЗ ЦАРЯ — как без Отца!

КТО ЛЮБИТ Царя и Россию – тот ЛЮБИТ БОГА . Если человек не любит Царя и Россию – он НИКОГДА искренне не полюбит Бога. Это будет ЛУКАВАЯ ЛОЖЬ!»


Святой Праведный Псковоезерский Старец Николай
(Гурьянов,+ 24.08.200

Пишет архиепископ Евстратий (Зоря) (УПЦ КП):

Схимник-викарий?
Прочитав вчера журналы Синода МПвУ, как-то не обратил внимание на решение о назначении викарием Горловской епархии епископа Алипия (Погребняка). Точнее обратил, но не мог поверить, что это ТОТ САМЫЙ Алипий Погребняк. Ну не могли ведь так наплевать на каноны и традицию, чтобы схимника назначить на кафедру, пусть и викарную.
Оказывается - могли.
Для тех, кто не в теме, кратко поясню: схимник (схимонах) - третья, высшая степень монашества, связанная с максимальным удалением от всех мирских дел. Изначально монашество и принятие священного сана
многими считалось несовместимым (преп. Пахомий, преп. Антоний), однако позже наоборот, именно монахи стали считаться наиболее предпочтительными кандидатами для служения епископами (со временем это стало общим правилом).
Однако несовместимость обязанности послушания и удаления от мира, налагаемой на монаха, с обязанностью епископа управлять и действовать в миру, выразилась в правиле о принятии епископом монашества ПОСЛЕ епископской хиротонии. Традиционно это правило относят к принятию епископами великой схимы (обычно все епископы имеют вторую степень монашества - малую схиму или постриг в мантию).
Вот что по этому поводу пишет ведущий канонист РПЦ МП прот. Владислав Ципин:
«Монахи, принимающие великую схиму, которая предпола-гает совершенное отречение, обыкновенно оставляют исполне-ние церковных должностей, уходят на покой. Правило 2-е Собора в храме святой Софии, согласно которому епископ, принявший постриг, подлежит удалению с кафедры в мона-стырь на монашеские подвиги, прилагается у нас примени-тельно к архиереям, принимающим великую схиму, ибо в буквальном смысле этот канон у нас не может быть приме-нен, поскольку поставлению во епископы в Русской Церкви непременно предшествует постриг. Понятно, что принявший великую схиму епископ при этом не лишается своего сана, но только утрачивает епископскую власть. Аналогичный по-рядок установлен и для принявших великую схиму намест-ников монастырей и других должностных лиц в пресвитер-ском или диаконском сане.»
Текст собственно 2 канона Собора в Святой Софии:
Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго достоинства. Ибо обеты монашетсвующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимаго ныне определения: таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил.

Возвращаясь к схиепископу Алипию (именно так он обозначен, например, на официальном сайте РПЦ МП в списке архиереев) - в 1997 г. по болезни оставив служение, он принял постриг в великую схиму. И поэтому, согласно канона и традиции, уже не может быть возвращен к обязанностям епископа, даже викарного!
Однако в МП так часто бывает: нельзя, но если очень хочется, то - можно. Как например схимник-архиерей Серафим Зализныцкий (бывший Белоцерковский, ныне живет и служит настоятелем на приходе в Москве) сначала в болезни принял схиму, а потом, как ни в чем не бывало продолжил управлять епархией и даже имя схимническое не употреблял. Теперь вот в московской глуши и уединении пустынном несет сугубый подвиг...
Примечательно, что в синодальном постановлении Алипий уже не именуется СХИепископом, т.е. схимником-епископом, а просто «епископ». Это чтоб лишних вопросов не возникало?
И последнее - а почему, собственно, такое внимание этому (схи?) епископу? А потому, что это один из трех иерархов УПЦ, которые в январе 1992 г. начали церковное разделение, окончательно оформленное т.н. Харьковским собором. Онуфрий Буковинский, Сергий Тернопольский и Алипий Донецкий.
Что же означает это решение? Благодарность предстоятеля МПвУ старому соратнику - пусть и ценой попрания канонов? Намек Иллариону Донецкому (отношения которого с предшественником на кафедре - тема отдельная)?
Посмотрим. В любом случае оно - доказательство того, что в МП каноны, как резиновый шарик: когда нужно, их раздувают, и они кажутся большими и важными, как когда нет - держат про запас в сдутом состоянии.

_______________________
При этом МП обвиняет в неканоничности филаретовцев. Тут действует древний принцип: "Друзьям - все, врагам - канон"?

Дата рождения: 21 июня 1945 г. Страна: Украина Биография:

Родился 21 июня 1945 г. в с. Малиевка Боровского р-на Харьковской обл. Украины в крестьянской семье.

После окончания средней школы работал пастухом в колхозе, почтальоном, в 1964-1966 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1966-1970 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В 1968 г. принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, рукоположен во иеродиакона, в 1970 г. во иеромонаха.

В 1970-1974 гг. обучался в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия.

В 1977-1984 гг. служил настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман Донецкой обл., с 1984 г. — настоятелем Богородице Рождественского храма с. Крестище Славянского р-на Донецкой обл., в 1985-1989 гг. — настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа.

В 1989-1990 гг. находился за штатом по болезни. В 1991 г. назначен настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман, возведен в сан архимандрита.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение Собора УПЦ к с просьбой о даровании автокефалии Украинской Церкви. 23 января 1992 г. митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) отстранен от управления Донецкой епархией.

8 декабря 1992 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством почислен на покой на основании собственного прошения.

29 июля 1994 г. назначен епископом Горловским и Славянским. С 3 мая по 12 сентября 1994 г. временно управлял .

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 2014 г. назначен викарием с титулом «Краснолиманский».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то